Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25

Полный текст:


Аннотация

В статье проанализированы основные направления по совершенствованию деятельности высших учебных заведений в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы.

Автором показано, что в современный период в Республике Узбекистан уделяется пристальное внимание развитию образовательной сферы и в частности высшему образованию. Принят ряд нормативно-правовых документов, успешно реализуется комплекс мер по выполнению Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

В настоящей публикации проведен анализ литературных и интернет источников по проблеме оптимизации образовательной, воспитательной и научной деятельности в высшем учебном заведении на основе совершенствования цифровой инфраструктуры, а также методов и форм обучения.

Кроме того, в статье отмечено, что цифровые технологические решения находят свое эффективное применение не только в оптимизации диалога профессорско-преподавательского состава вуза и студентов, но и служат надежным помощником руководству вуза при проведении мониторинга учебного процесса и в принятии грамотных управленческих решений.

В данной статье автором представлен опыт использования цифровых технологий в Ташкентском государственном экономическом университете. В частности, отмечено, что цифровые технологические решения делают учебный процесс более адаптивным, комплексным и интересным. Использование виртуальной среды предоставляет студентам огромные возможности для саморазвития и исследовательской деятельности. Кроме того, инновационные технологии помогают студентам участвовать в научных разработках стартап-проектах совместно со студентами других вузов и специалистами-практиками.

Также автором отмечено, что опыт применения цифровых и передовых педагогических технологий показал, что в современный период очень важно совмещение в учебном процессе и в управленческой деятельности вуза как очного общения профессорско-преподавательского состава со студентами, так и использование полного комплекса новейших цифровых технологий. Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений модернизации деятельности высших учебных заведений на основе оптимального применения цифровых технологий для повышения качества обучения и управленческих процессов в вузах с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы.

Материалы и методы. При написании настоящей статьи были использован научный базовый метод теоретико-эмпирического исследования: сравнение когнитивных операций, лежащих в основе суждений о сходстве или различии объектов, методы монографического исследования, анкетного опроса, методы работы со специализированными программными продуктами, интернет-источниками, методы анализа, синтеза, сопоставления, индукции, дедукции.

Результаты. В данной статье автором доказано, что формирование цифровой экономики способствует развитию цифровой инфраструктуры вуза, повышению уровня цифровой компетентности всех участников учебного процесса в вузе, что в свою очередь служит залогом подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей и сфер национальной экономики и как следствие росту конкурентоспособности страны на мировом экономическом рынке.

Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения влияния цифровых технологий на деятельность высших учебных заведений. Показано, что применение цифровых технологических решений способствует индивидуализации и персонализации образования, обеспечению мгновенной обратной связи между преподавателем и студентами, что в свою очередь влечет изменение роли преподавателя в современном учебном процессе вуза, способствует выработке осознанного подхода к обучению студентами и устранению страха перед неудачами при освоении учебного материала. Кроме того, в настоящей работе на основе изучения научных исследований проиллюстрировано, что в настоящее время в учебный процесс постепенно начинают внедрятся системы искусственного интеллекта, которые способствуют повышению эффективности изучения иностранных языков с помощью языковых ботов, математических дисциплин с помощью персонализации обучения, хорошо применимы в качестве тренажеров при обучении медицинским наукам. Автором также отмечено, что воспитание значимости цифровой этики и конфиденциальности становится очень важным фактором в современной образовательной среде.


Об авторе

И. Е. Жуковская
Ташкентский государственный экономический университет
Узбекистан
Ирина Евгеньевна Жуковская –доктор экономических наук,профессор кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии»


Список литературы

1. Бурняшов Б.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 90. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28401246& (Дата обращения: 16.03.2021).

2. Allison DeeAnn. Chatbots in the Library: is it time? [Электрон. ресурс] // Faculty Publications, UNL Libraries. 2011. № 280. Режим доступа: https://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/280. (Дата обращения: 22.10.2019).

3. Owusu Boateng R., Amankwaa A. The Impact of Social Media on Student Academic Life in Higher Education // Global journal of human-social science: G Linguistics & Education. 2016. № 16(4). С. 1–7.

4. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, (Москва, 9–12 апр. 2019 г.). / Науч. ред. Л. М. Гохберг; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

5. Глазьев С.Ю. Информационно-цифровая революция // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1(23). С. 70–83.

6. Dhonson М. Personalization Is the Key to Transforming Education [Электрон. ресурс] // National Review. 2018. Режим доступа: https://www.nationalreview.com/2018/04/education-technology-personalized-learning-better-results. (Дата обращения: 10.01.2021).

7. Кешелава А.В. Цифровые инструменты цифровой экономики: базовые вопросы и определения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://integral-russia.ru/2019/09/10/tsifrovye-instrumenty-tsifrovoj-ekonomiki-bazovye-voprosy-i-opredeleniya/. (Дата обращения: 7.10.2020).

8. Золин И.Е. Роль цифровой экономики в развитии системы непрерывного образования // Logos et Praxis. 2019. T. 18. № 1. С. 41–51.

9. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. 2018. № 3 (771).

10. Славянов А. С., Фешина С. С. Технологии искусственного интеллекта в образовании как фактор повышения качества человеческого капитала // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 156–159.

11. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 22–36.

12. Кликунов Н. Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 78–85.

13. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 381 с.

14. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2018. № 6. С. 41–49.

15. Малошонок Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.

16. Козина И. М., Сережкина Е. В. Концепция кейс-стадии в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 65–73.

17. Роботова А. С. Преподаватель-гуманитарий в режиме E-Learning: «Волнения души» // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 43–51.

18. Плотникова Е.В., Ефремова М.О., Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов российской федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9(2). С. 98–108.

19. Алимов Р.Х., Хайитматов У.Т. Перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане // Сборник статей и тезисов докладов Республиканской научно-практической конференции «Рақамли иқтисодиет: иқтисодий ривожланиш тенденцияларини моделлаштириш ва замонавий ахборот-коммуникация технологияларини қўллаш истиқболлари». (2 декабря 2019 г., Ташкент). 2019. С. 12–20.

20. Бегалов Б.А., Мамадалиев О.Т. Реформы в сфере статистики Республики Узбекистан: результаты и перспективы развития // Статистика и Экономика. 2021. № 18(1). С. 4–13. DOI: 10.21686/2500-3925-2021-1-4-13.

21. Гулямов С.С. Цифровая экономика: десять новых технологий // Сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции 2 декабря 2019 года на тему: «Цифровая экономика: моделирование тенденций экономического развития и перспективы использования современных информационно-коммуникационных технологий». Ташкент: ТГЭУ. 2019. С. 169–175.

22. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. № 17(5). С. 68–80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.

23. Шермухамедов А.Т. Инновационное развитие экономики Узбекистана: интеллектуальный потенциал // Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный анализ данных и цифровая экономика» в Пятигорске. Филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. (25–27 октября 2018 г., Пятигорск).

24. Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 8(99). С. 105–117.

25. Есионова Е.Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3. С. 155–166.

26. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» // Народное слово 2020 г., 6 октября.

27. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года № 1111-2909 № 18, ст. 313, № 19, ст. 335, № 24, ст. 490, № 37, ст. 982). Режим доступа: https://www.lex.uz.

28. Официальный сайт Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mitc.uz.

29. Официальный портал Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.uz.

30. Официальный сайт Национальной информационно-поисковой системы Республики Узбекистан [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.uz.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жуковская И.Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации. Открытое образование. 2021;25(3):15-25. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25

For citation: Zhukovskaya I.E. The Main Trends in Improving the Activities of a Higher Educational Institution in the Context of Digital Transformation. Open Education. 2021;25(3):15-25. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-15-25

Просмотров: 89

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)