Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61
Аннотация
Цель исследования. Цифровой поворот в высшем образовании и в педагогических технологиях требует применения разнообразных средств и методов обучения. Период карантина в связи с пандемией COVID-19 вызвали необходимость кардинальной трансформации системы высшего образования, её новой парадигмы в современном цифровом обществе. В таких условиях появляется необходимость формирования цифровой образовательной среды, с этой задачей столкнулись многие страны, в том числе и Республика Узбекистан. У обучающихся необходимо формировать навыки работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в Республике Узбекистан.
Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплин в высшей школе на примере Узбекистана. Результаты. В статье исследует электронные ресурсы для дистанционного образования, которые присутствуют в странах СНГ, так как электронные образовательные ресурсы как комплекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. Автор проводит анализ условий и перспектив развития дистанционного образования в Республике Узбекистан, отмечается концептуальный подход к образовательным цифровым платформам, способствующим повышению качества обучения. Исследуется система высшего образования Республики Узбекистан на современном этапе, а также условия и перспективы развития дистанционного образования в Республике Узбекистан. В статье выделяются основные тренды в современной образовательной онлайн среде. Кроме того, определены достоинства и недостатки электронных образовательных ресурсов. Также определяются стратегические цели развития высшего образования в Республике Узбекистан на новом этапе развития, а также представлен анализ интернет ресурсов для дистанционного образования, которые доступные в Узбекистане.
Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что в сложившихся условиях многие страны переходят на цифровые и электронные средства обучения, на примере Республики Узбекистан в статье показаны основные интернет-ресурсы, которые способствуют эффективности системы профессиональной подготовки бакалавров. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.
Ключевые слова
Об авторе
Л. С. МахмутходжаеваУзбекистан
Луиза Сайфулловна Махмутходжаева – кандидат исторических наук, доцент
Ташкент
Список литературы
1. Кижнер И. А., Рудов И.Н., Румянцев М.В., Хлебопрос Р.Г. Конференция Digital Humanities. перспективы и вызовы для развития сообщества гуманитарной информатики // Научно-образовательный журнал «История». 2016. С. 137–171.
2. Макарова Н. Н., Чернова Н.В., Стародубова О. Ю. История культуры России IX-XXI вв. [Электрон. ресурс]. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2015.
3. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8–23.
4. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6(36). С. 105–113.
5. Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 34–44.
6. Пономарева Л.Д., Дорфман О.В. Методическая компетентность учителя русского языка в современной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. № 1. С. 18–23.
7. Бородкин Л. И. Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив. Очерки истории // Научно-образовательный журнал «История» 2016. 304 с.
8. Бородкин Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историкокультурного наследия? Историческая информатика // Научно-образовательный журнал «История». 2012. № 1. С. 14–21.
9. Веризов Т.Г., Костина Е.А. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 39–49.
10. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения Серия «История» // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 5–12.
11. Гарскова И. М. Информационное обеспечение гуманитарных исследований в цифровую эпоху: модели формирования и развития // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 76–86.
12. Постановление Президента РУз Мирзиеева Ш.М. от 06.09.2018 г. О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления и государственных закупок. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o- dopolnitelnykh-merakh-po-sovershenstvovaniyusistemy-podgo-06-09-2018.
13. Bennis, Warren; Nanus, Burt. Leaders: Strategies for Taking Charge. 1985.
14. Coursera. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/lecture/atc21s/5- 3-interview-patrick-griffin-and-esther-care-discusscps-slXcc.
15. Zotero. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.zotero.org.
16. Omeka. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://omeka.org.
17. Бородкин Л.И. Историк и мир (больших) данных: вызовы цифрового поворота [Электрон. ресурс] // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 14–30. DOI: 10.7256/25857797.2019.3.31383. Режим доступа: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=31383.
18. Махмутходжаева Л.С. Преподавание во время кризиса – новые тренды // Сборник трудов XIV международной научно-практической конференции «Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики». Минск. 2020.
19. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение №1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana.
20. Пять инициатив: до 2020 года правительство намерено привлечь в культуру и искусство два миллиона молодых людей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/politika/39753-pyat-iniciativ-do-2020goda-pravitelstvo-namereno-privlech-vkulturu-iiskusstvo-dva-milliona-molodyh-lyudey.html.
21. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я., Абдуллаева Ш.Р., Сидикова Ф.Х., Абирова Г.Р., Махмутходжаева Л.С., Мамаева М.Э., Архангельская Е.Г.; под ред. Академика АН РУз К.Х. Абдурахманова. Организация дистанционного образования в современных условиях. Т.: Ташкентский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. 192 с.
22. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 474–488.
Рецензия
Для цитирования:
Махмутходжаева Л.С. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана. Открытое образование. 2021;25(3):46-61. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61
For citation:
Makhmutkhodjaeva L.S. Online and Digital Education at Universities of Uzbekistan. Open Education. 2021;25(3):46-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61