Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-4-14
Аннотация
Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании , посвящённых цифровому поколению и формированию информационного общества в Российской Федерации, а также законодательных актов Российской Федерации. Дополнительно был проведен анализ опыта использования систем обнаружения заимствований в организациях общего образования, вузах РФ и зарубежных стран.
Результаты. Проведённое исследование позволило выявить состояние текущей ситуации с оценкой и формированием основных навыков самостоятельной и творческой работы учащихся разных уровней обучения, а именно: отсутствие единых стандартизованных методологических основ и практики преподавания основ академической этики и академического письма, а также отсутствие автоматизированных средств контроля самостоятельного выполнения письменных работ, что, несомненно, ведет к снижению качества выполнения учебных работ школьниками. Заключение. В статье авторы приводят базовые рекомендации и предложения по улучшению текущей ситуации, такие как: введение в систему школьного образования информирования учащихся о требованиях к самостоятельности при выполнении учебных работ как части академической этики, включение в образовательный процесс занятий по типам цитирования и правилам его оформления, внедрение использования систем обнаружения заимствований в письменных работах для контроля самостоятельности их выполнения и разработка программ освоения преподавателями данных средств контроля.
Об авторах
О. А. ВакуроваРоссия
Ольга Александровна Вакурова – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Политической экономии и истории экономической науки
Москва
О. А. Филиппова
Россия
Ольга Анатольевна Филиппова – ведущий специалист учебно-методического центра
Москва
Список литературы
1. Катабай П. Х. Концептуальные основы создания экспертно-аналитических центров для анализа научных текстов на наличие некорректных заимствований [Электрон. ресурс] // Электронные библиотеки. 2017. Т. 20. № 5. С. 332–343. Режим доступа: https://elbib.ru/article/view/434. (Дата обращения: 25.04.2021).
2. Журавлев Ю.И., Рудаков К.В., Инякин А.С., Кирсанов А.А., Лисица А.В., Никитов Г.В., Песков Н.В., Романов М.Ю., Чехович Ю.В., Яминов Р.И. Система распознавания интеллектуальных заимствований «Антиплагиат» // Математические методы распознавания образов. 2005. Т. 12. № 1. С. 329–332.
3. Никитов А.В., Орчаков О.А., Чехович Ю.В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия [Электрон. ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5(81). С. 61–68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ plagiat-v-rabotah-studentov-i-aspirantov-problemai-metody-protivodeystviya. (Дата обращения: 25.04.2021).
4. Губернаторов Е. Преподаватели вузов пожаловались на плагиат и списывание из-за удаленки [Электрон. ресурс] // Официальный сайт РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/03/08/2020/5f2414d29a7947ed990daf8e. (Дата обращения: 25.04.2021).
5. Беленькая О.С., Суворова М.А., Филиппова О.А., Чехович Ю.В. Задачи систем обнаружения заимствований в применении к поиску заимствований в учебных работах средней школы [Электрон. ресурс] // Интеллектуализация обработки информации: Тезисы докладов 13-й Международной конференции. (Москва, 2020 г.). М.: Российская академия наук, 2020, С. 239–243. ISBN 978-5-907366-16-9. Режим доступа: http://www.machinelearning.ru/wiki/images/3/31/Idp20.pdf. (Дата обращения: 07.04.2021).
6. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2020. Режим доступа: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/711/485. (Дата обращения: 25.12.2020).
7. Соснина Н.Г. Анализ тенденций развития открытого образования в России и Канаде [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2018. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36765359. (Дата обращения: 16.04.2021).
8. Комлева Н.В., Хлопкова О.А. Интеллектуализация сервисов открытого образования [Электрон. ресурс]// Открытое образование. 2015. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23241598. (Дата обращения 25.12.2021).
9. Sureda-Negre J., Comas-Forgas R., OliverTrobat M. F. Academic plagiarism among secondary and high school students: Differences in gender and procrastination [Электрон. ресурс] // Comunicar. 2015. № 22(44). 103–111. DOI: 10.3916/C442015-11. (Дата обращения: 22.04.2021).
10. Купер Дж. Формирование академической этики — залог искоренения плагиата [Электрон. ресурс] // Федеральный образовательный портал Экономика. Социология. Менеджмент. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/34950174/. (Дата обращения: 25.04.2021).
11. Dominic A. Sisti How Do High School Students Justify Internet Plagiarism? [Электрон. ресурс] // Ethics & Behavior. 2007. DOI: 10.1080/10508420701519163. (Дата обращения: 01.05.2021).
12. Калина И.И. Педагогическая реальность как локальная картина мира // Мир образования – образование в мире. 2011. № 3. С. 48.
13. Соловьева Т.С. Статус учителя в современном российском обществе // Социальное пространство. 2018. № 1(13). DOI: 10.15838/sa/2018.1.13.3.
14. Исторические аспекты регулирования рабочего времени педагогических работников [Электрон. ресурс] // Общероссийский Профсоюз образования. Режим доступа: http://www.eseur.ru/Istoricheskie_aspekti_regulirovaniya_rabochego_vremeni_pedagogicheskih_rabotnikov/. (Дата обращения: 30.04.2021).
15. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 2020. Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 № 10-764 О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=206108&dst=100001&date=25.12.2020&demo=2.
17. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86 О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году», «Правилами заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году») [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https:// login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=363368&dst=100383&date=25.12.2020&demo=2.
18. Политика академической честности Общеобразовательного частного учреждения Международная гимназия инновационного центра «Сколково» [Электрон. ресурс] // Сайт Международной гимназии Сколково. Режим доступа: https://gymnasium.sk.ru/city/gymnasium/m/ documents/18028/download.aspx. (Дата обращения: 05.05.2021).
19. Суворова М.А. Кто не спрятался, я не виноват [Электрон. ресурс] // Университетская книга. 2019. № 5. С 74–75. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/9514-kto-ne-spryatalsya-ya-ne-vinovat.html. (Дата обращения: 17.04.2021).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [Электрон. ресурс]. http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqy4bDl1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_wk7XDoNGi31Pzu_CQ4o7igP2P_YfykfGpteqz1L3bv_qP3kTyh_CC4bHpu-i44sU. (Дата обращения: 25.04.2020).
21. Чехович Ю.В. Как найти площадь Ленина, или размышления о практике выполнения приказа № 636, проценте оригинальности, некорректных и неправомерных заимствованиях и законе Гудхарта [Электрон. ресурс] // Университетская книга. 2018. № 2. С. 72–73. http:// www.unkniga.ru/innovation/tehnology/8136-kak-najti-ploschad-lenina-ili-razmyshleniya-o-praktike.html. (Дата обращения: 25.04.2021).
22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=370280&dst=100005&date=25.12.2020&demo=2.
23. Национальный проект «Образование» [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. 2020. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project.
24. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=193504&dst=100003&date=25.12.2020&demo=2.
25. Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электрон. ресурс] // Некоммерческая интернет-версия компьютерной справочно-правовой системы Консультант Плюс. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=362050&dst=100002&date=25.12.2020&demo=2.
Рецензия
Для цитирования:
Вакурова О.А., Филиппова О.А. Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании. Открытое образование. 2021;25(3):4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-4-14
For citation:
Vakurova O.A., Filippova O.A. Formation and Assessment of Skills of Independent Preparation of Written Works in General. Open Education. 2021;25(3):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-4-14