Применение метода проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность»
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45
Аннотация
Целью настоящей статьи является развитие у студентов критического мышления для решения задач в области информационной безопасности за счет использования метода проблемного обучения в преподавании дисциплины «Информационная безопасность». Подчеркивается место данного метода в развитии критического мышления, исследовательской креативности студентов и достижений ими лучшего понимания учебного материала в области информационной безопасности.
Материалы и методы исследования. Методом анализа предметной области выделены главные условия эффективности проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность»: мотивация студентов, посильность и значимость предлагаемых студентам проблемных ситуаций по различным аспектам информационной безопасности, диалогическое доброжелательное общение преподавателя со студентами. В качестве материалов исследования рассматривается пример использования метода проблемного обучения в решении задачи защиты информации в государственных информационных системах (ГИС) с устройствами терминального доступа. В примере представлена проблема повышения эффективности защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа, т.е. ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», а также предложен способ ее решения за счет оценки угроз и совершенствования соответствующих механизмов обеспечения информационной безопасности, представленных в нормативно-правовых документах, регламентирующих требования по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа.
Результаты. В работе рассмотрена практическая задача создания и разрешения проблемной ситуации по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа, которую можно использовать в учебном процессе для решения аналогичных задач методом проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации основано на имеющихся противоречиях в нормативно-правовых актах, регулирующих функционирование и защиту информации такого типа систем, в которых защищаемая информация обрабатывается в целях исполнения законодательства и обеспечения функционирования органов власти. В результате использования системного подхода, предполагающего рассмотрение процесса защиты информации в виде совокупности этапов формирования требований к ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», совершенствования нормативно-правовой базы, обучаемые формируют предложения по защите информации в ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента» для обеспечения проектной защищенности ГИС, учитывающие комплекс актуальных угроз безопасности информации. Представленное разрешение проблемной ситуации в рассмотренной задаче требует от обучаемых общекультурных компетенций, таких как: выявление противоречий, сталкивание противоположных точек зрения, сопоставление фактов, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, обобщение, конкретизация фактов и т. д.
Выводы. Таким образом, в работе обоснован метод проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность» и представлен пример его использования в решении задачи защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. В результате обучаемые должны выявить угрозы, отсутствующие в банке данных угроз безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) и определить направления дальнейшего развития обеспечения информационной безопасности и защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. Практическое решение этой задачи группой студентов в рамках изучения дисциплины «Информационная безопасность» показало высокий уровень освоения компетенций.
Об авторах
В. А. СизовРоссия
Валерий Александрович Сизов –доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики и информационной безопасности
Москва
Д. М. Малиничев
Россия
Дмитрий Михайлович Малиничев – кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем, сетей и безопасности
Москва
Х. Х. Кучмезов
Россия
Хамзат Хакимович Кучмезов –кандидат экономических., доцент, Департамент «Бизнес-информатики»
Москва
В. В. Мочалов
Россия
Вадим Вячеславович Мочалов – аспирант
Москва
Список литературы
1. Шухов В.С., Володин Н.Н., Чучалин А.Г. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. № 3. С. 5–13.
2. Баклагова Ю.В. Проблемные методы обучения в образовательном процессе // Вопросы педагогики. 2019. № 11(1). С. 11–14.
3. Valentin S. Nikolaenko, Elena A. Grakhova, and Timur R. Rakhimov. Improving the Efficiency of the Educational Process Using Interactive Teaching Methods // SHS Web of Conferences 28(1):01073 С. 1–4.
4. Степанова О.М., Козлова Н.В., Крючков Ю.Ю., Соловьев М.А. Внедрение проблемноориентированных технологий в практику обучения студентов технических вузов // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 1. С. 242–246.
5. Кухарев, Н. В. Эффективность обучения и воспитания. М.: Педагогика, 2014. 214 с.
6. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. XX-XXI века. М.: Юрайт, 2019. 282 с.
7. Бережнов С.В., Половко И.Ю. Применение бездисковых тонких клиентов в информационной системе персональных данных // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2015. № 24. С. 306–308.
8. Кошкаров А.А. Структурная адаптация федеральных требований к медицинским информационным системам на региональном уровне // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 889–925.
9. Губарева Т.В., Патрусова А.М. Центры обработки данных в Российской Федерации // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2(20). С. 16–23.
10. Соловьев В.В. Улучшение защищенности распределенной информационной системы персональных данных на основе технологии VPN и терминального доступа // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. 2017. № 18. С. 39–44.
11. Бочкарева Т.О. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах // III международный пенитенциарный форум «преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Академия ФСИН России. 2017. С. 363–366.
12. Татарникова Задача синтеза комплексной системы защиты информации в ГИС//Ученые записки РГГМУ. 2013. № 30. С. 204–211.
13. Сальников С.А., Цыбульский В.Г. Технология «тонкого клиента» и доверенная программная среда – ключевые направления повышения уровня информационной безопасности автоматизированных систем // Защита информации. Инсайд. 2008. № 2(20). С. 40–41.
14. Сизов В.А., Малиничев Д.М., Мочалов В.В. Совершенствование нормативно-правовой базы информационной безопасности для устройств терминального доступа государственной информационной системы // Открытое образование. 2020. № 24(2). С. 73–79.
15. Манышев В.В. Применение проблемного метода обучения в учебном процессе // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2006. № 1(7). С. 95–97.
16. Коротков С. Г., Крылов Д. А., Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1(25). Т. 11. С. 13–17.
17. Сальников С.А., Цыбульский В.Г., Технология «Тонкого клиента» и доверенная программная среда – ключевые направления повышения уровня информационной безопасности автоматизированных систем // Защита информации. Инсайд. 2008. № 2(20). С. 40–41.
18. Бражников А.Е. Роль стандартизации как категории организационно-правового обеспечения защиты информации в деятельности подразделений ФСТЭК России // Вестник Воронежского института МВД России. 2008. №1. С. 184–190.
19. Кошкаров А.А. Структурная адаптация федеральных требований к медицинским информационным системам на региональном уровне // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 889–925.
20. Меры защиты информации в государственных информационных системах [Электрон. ресурс]. Методический документ ФСТЭК России от 11 февраля 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Болгарский А.И. Защита информации в государственных информационных системах // Вестник УрФУ. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2. С. 48–50.
Рецензия
Для цитирования:
Сизов В.А., Малиничев Д.М., Кучмезов Х.Х., Мочалов В.В. Применение метода проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность». Открытое образование. 2021;25(3):36-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45
For citation:
Sizov V.A., Malinichev D.M., Kuchmezov Kh.K., Mochalov V.V. Application of the Method of Problem Learning in the Study of the Discipline “Information Security”. Open Education. 2021;25(3):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45