Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Применение метода проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность»

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45

Аннотация

Целью настоящей статьи является развитие у студентов критического мышления для решения задач в области информационной безопасности за счет использования метода проблемного обучения в преподавании дисциплины «Информационная безопасность». Подчеркивается место данного метода в развитии критического мышления, исследовательской креативности студентов и достижений ими лучшего понимания учебного материала в области информационной безопасности.

Материалы и методы исследования. Методом анализа предметной области выделены главные условия эффективности проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность»: мотивация студентов, посильность и значимость предлагаемых студентам проблемных ситуаций по различным аспектам информационной безопасности, диалогическое доброжелательное общение преподавателя со студентами. В качестве материалов исследования рассматривается пример использования метода проблемного обучения в решении задачи защиты информации в государственных информационных системах (ГИС) с устройствами терминального доступа. В примере представлена проблема повышения эффективности защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа, т.е. ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», а также предложен способ ее решения за счет оценки угроз и совершенствования соответствующих механизмов обеспечения информационной безопасности, представленных в нормативно-правовых документах, регламентирующих требования по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа.

Результаты. В работе рассмотрена практическая задача создания и разрешения проблемной ситуации по защите информации в ГИС с устройствами терминального доступа, которую можно использовать в учебном процессе для решения аналогичных задач методом проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации основано на имеющихся противоречиях в нормативно-правовых актах, регулирующих функционирование и защиту информации такого типа систем, в которых защищаемая информация обрабатывается в целях исполнения законодательства и обеспечения функционирования органов власти. В результате использования системного подхода, предполагающего рассмотрение процесса защиты информации в виде совокупности этапов формирования требований к ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента», совершенствования нормативно-правовой базы, обучаемые формируют предложения по защите информации в ГИС, использующих архитектуру «тонкого клиента» для обеспечения проектной защищенности ГИС, учитывающие комплекс актуальных угроз безопасности информации. Представленное разрешение проблемной ситуации в рассмотренной задаче требует от обучаемых общекультурных компетенций, таких как: выявление противоречий, сталкивание противоположных точек зрения, сопоставление фактов, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, обобщение, конкретизация фактов и т. д.

Выводы. Таким образом, в работе обоснован метод проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность» и представлен пример его использования в решении задачи защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. В результате обучаемые должны выявить угрозы, отсутствующие в банке данных угроз безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) и определить направления дальнейшего развития обеспечения информационной безопасности и защиты информации в ГИС с устройствами терминального доступа. Практическое решение этой задачи группой студентов в рамках изучения дисциплины «Информационная безопасность» показало высокий уровень освоения компетенций.

Об авторах

В. А. Сизов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Валерий Александрович Сизов –доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики и информационной безопасности 

Москва



Д. М. Малиничев
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Дмитрий Михайлович Малиничев – кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем, сетей и безопасности

Москва



Х. Х. Кучмезов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Хамзат Хакимович Кучмезов –кандидат экономических., доцент, Департамент «Бизнес-информатики»

Москва



В. В. Мочалов
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия
Вадим Вячеславович Мочалов – аспирант

Москва



Список литературы

1. Шухов В.С., Володин Н.Н., Чучалин А.Г. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. № 3. С. 5–13.

2. Баклагова Ю.В. Проблемные методы обучения в образовательном процессе // Вопросы педагогики. 2019. № 11(1). С. 11–14.

3. Valentin S. Nikolaenko, Elena A. Grakhova, and Timur R. Rakhimov. Improving the Efficiency of the Educational Process Using Interactive Teaching Methods // SHS Web of Conferences 28(1):01073 С. 1–4.

4. Степанова О.М., Козлова Н.В., Крючков Ю.Ю., Соловьев М.А. Внедрение проблемноориентированных технологий в практику обучения студентов технических вузов // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 1. С. 242–246.

5. Кухарев, Н. В. Эффективность обучения и воспитания. М.: Педагогика, 2014. 214 с.

6. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. XX-XXI века. М.: Юрайт, 2019. 282 с.

7. Бережнов С.В., Половко И.Ю. Применение бездисковых тонких клиентов в информационной системе персональных данных // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2015. № 24. С. 306–308.

8. Кошкаров А.А. Структурная адаптация федеральных требований к медицинским информационным системам на региональном уровне // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 889–925.

9. Губарева Т.В., Патрусова А.М. Центры обработки данных в Российской Федерации // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2(20). С. 16–23.

10. Соловьев В.В. Улучшение защищенности распределенной информационной системы персональных данных на основе технологии VPN и терминального доступа // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. 2017. № 18. С. 39–44.

11. Бочкарева Т.О. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах // III международный пенитенциарный форум «преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Академия ФСИН России. 2017. С. 363–366.

12. Татарникова Задача синтеза комплексной системы защиты информации в ГИС//Ученые записки РГГМУ. 2013. № 30. С. 204–211.

13. Сальников С.А., Цыбульский В.Г. Технология «тонкого клиента» и доверенная программная среда – ключевые направления повышения уровня информационной безопасности автоматизированных систем // Защита информации. Инсайд. 2008. № 2(20). С. 40–41.

14. Сизов В.А., Малиничев Д.М., Мочалов В.В. Совершенствование нормативно-правовой базы информационной безопасности для устройств терминального доступа государственной информационной системы // Открытое образование. 2020. № 24(2). С. 73–79.

15. Манышев В.В. Применение проблемного метода обучения в учебном процессе // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2006. № 1(7). С. 95–97.

16. Коротков С. Г., Крылов Д. А., Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1(25). Т. 11. С. 13–17.

17. Сальников С.А., Цыбульский В.Г., Технология «Тонкого клиента» и доверенная программная среда – ключевые направления повышения уровня информационной безопасности автоматизированных систем // Защита информации. Инсайд. 2008. № 2(20). С. 40–41.

18. Бражников А.Е. Роль стандартизации как категории организационно-правового обеспечения защиты информации в деятельности подразделений ФСТЭК России // Вестник Воронежского института МВД России. 2008. №1. С. 184–190.

19. Кошкаров А.А. Структурная адаптация федеральных требований к медицинским информационным системам на региональном уровне // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 889–925.

20. Меры защиты информации в государственных информационных системах [Электрон. ресурс]. Методический документ ФСТЭК России от 11 февраля 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Болгарский А.И. Защита информации в государственных информационных системах // Вестник УрФУ. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2. С. 48–50.


Рецензия

Для цитирования:


Сизов В.А., Малиничев Д.М., Кучмезов Х.Х., Мочалов В.В. Применение метода проблемного обучения в изучении дисциплины «Информационная безопасность». Открытое образование. 2021;25(3):36-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45

For citation:


Sizov V.A., Malinichev D.M., Kuchmezov Kh.K., Mochalov V.V. Application of the Method of Problem Learning in the Study of the Discipline “Information Security”. Open Education. 2021;25(3):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-36-45

Просмотров: 671


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)