Лекция-презентация: выбор визуальных средств


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-4(111-73-80

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния формы, в которой представлен учебный материал на занятиях (текстовой, схематической или в виде комикса) c мультимедийной презентацией, на качество его усвоения студентами естественно-научных, гуманитарных и физико-математических специальностей. Выявлены различия в усвоении учебной информации студентами различных специальностей в зависимости от формы ее предъявления. Полученные результаты уточняют психологические механизмы усвоения знаний в электронном обучении и позволяют сделать процесс обучения более эффективным. 


Об авторах

С. Н. Костромина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

кафедра Психологии и педагогики личностного и профессионального развития

профессор

Тел.: +7 921 936-50-31

www.psy.spbu.ru



Д. С. Гнедых
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

кафедра Психологии и педагогики личностного и профессионального развития

аспирант

Тел.: +7 950 004-81-03

www.psy.spbu.ru



Список литературы

1. Байгонакова Г.А., Темербекова А.А. Анализ мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1(129). – C. 89–92. Bajgonakova G.A., Temerbekova A.A. Analiz motivacii professional’nogo samorazvitiya pedagoga po ispol’zovaniyu interaktivnyh tekhnologij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2013. – № 1 (129). – S. 89–92.

2. Белавин В.А., Голицына И.Н., Куценко С.Н. Эффективность использования моделирующих учебных систем в техническом вузе // Образовательные техно- логии и общество. – 2000. – T. 3, № 2. – C. 161–174. Belavin V.A., Golicyna I.N., Kucenko S.N. Effektivnost’ ispol’zovaniya modeliruyushchih uchebnyh sistem v tekhnicheskom vuze // Obrazovatel’nye tekhnologii i obshchestvo. – 2000. – T. 3, № 2. – S. 161–174.

3. Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. – 2013. – T. 16, № 3.– C. 697–712. Bosova L.L., Zubchenok N.E. Elektronnyj uchebnik: vchera, segodnya, zavtra // Obrazovatel’nye tekhnologii i obshchestvo. – 2013. – T. 16, № 3.– S. 697–712.

4. Глухарева Т.В. Индивидуализация в обучении студентов-математиков // Вестник КемГУ. – 2008. – №4. – С. 43–45. Gluhareva T.V. Individualizaciya v obuchenii studentov-matematikov // Vestnik KemGU. – 2008. – №4. – S. 43–45.

5. Григоренко И.Н. Электронные изображения в обучении иностранному языку // Вестник КСЭИ. Экономика. Право. Печать. – 2014. – № 3–4 (6364). – С. 105–110. Grigorenko I.N. Elektronnye izobrazheniya v obuchenii inostrannomu yazyku // Vestnik KSEHI. Ekonomika. Pravo. Pechat’. – 2014. – № 3–4 (6364). – S. 105–110.

6. Гусакова Е.М. Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения // Интеграция образования. – 2013. – № 1(70). – C. 89–93. Gusakova E.M. Elektronnaya interaktivnaya doska: programmnoe obespechenie i tekhnicheskie harakteristiki, vliyayushchie na effektivnost’ obucheniya // Integraciya obrazovaniya. – 2013. – № 1 (70). – S. 89–93.

7. Друзь И.Н. Формирование готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности с использованием новых технологий моделирования // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2013. – № 60. – C. 12–16. Druz’ I.N. Formirovanie gotovnosti budushchih inzhenerov k professional’noj deyatel’nosti s ispol’zovaniem novyh tekhnologij modelirovaniya // Vestnik Har’kovskogo nacional’nogo avtomobil’no-dorozhnogo universiteta. – 2013. – № 60. – S. 12–16.

8. Елистратова Н.Н. Электронный учебник как средство и условие мультимедийного обучения в педагогике высшей школы // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина. – 2010. – № 27. [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-kak-sredstvo-i-uslovie-multimediynogo-obucheniya-v-pedagogike-vysshey-shkoly (Дата обращения: 26.01.2015) Elistratova N.N. Elektronnyj uchebnik kak sredstvo i uslovie mul’timedijnogo obucheniya v pedagogike vysshej shkoly // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A.Esenina. – 2010. – № 27. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnyy-uchebnik-kak-sredstvo￾i - u s l o v i e - m u l t i m e d i y n o g o - o b u c h e n i y a - v - pedagogike-vysshey-shkoly (Дата обращения: 26.01.2015)

9. Жук Ю.А. Дидактические условия использования дисплейных форм наглядности в обучении студентов. – автореф. диссер. на сиоск. уч.степени кандид.пед.наук 13.00.01 – 2010. – 22 с. ZHuk U.A. Didakticheskie usloviya ispol’zovaniya displejnyh form naglyadnosti v obuchenii studentov. – avtoref. disser. na siosk. uch.stepeni kandid.ped.nauk 13.00.01 – 2010. – 22 s.

10. Заславская О.Ю., Пучкова Е.С. Визуализация и подходы к ее применению при обучении информатике учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2014. – № 3 (29). – С. 44–50. Zaslavskaya O.YU., Puchkova E.S. Vizualizaciya i podhody k ee primeneniyu pri obuchenii informatike uchitelej nachal’nyh klassov v sisteme srednego professional’nogo obrazovaniya // Vestnik MGPU. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». – 2014. – № 3 (29). – S. 44–50.

11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. Zaharova I.G. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. – M.: Izdatel’skij centr «Akademiya», 2003. – 192 s.

12. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Вятлева О.А., Курганский А.М. Особенности восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера). // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2012. – № 1. – С. 39–46. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Vyatleva O.A., Kurganskij A.M. Osobennosti vospriyatiya informacii s elektronnogo ustrojstva dlya chteniya (ridera). // Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya. – 2012. – № 1. – S. 39–46.

13. Миллер А.А. Использование электронной книги (электронного учебника) в обучении курсантов техническим дисциплинам // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – C. 161–162. Miller A.A. Ispol’zovanie elektronnoj knigi (elektronnogo uchebnika) v obuchenii kursantov tekhnicheskim disciplinam // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. – 2010. – № 3. – S. 161–162.

14. Насейкина Л.Ф. Интерактивные электронные учебники в современном открытом образовании // Вестник оренбургского государственного университета. – 2010. – № 5(111) – C. 30–35. Nasejkina L.F. Interaktivnye elektronnye uchebniki v sovremennom otkrytom obrazovanii // Vestnik orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2010. – № 5(111) – S. 30–35.

15. Нугуманова А.М., Хамитова Г.Х. Изучение влияния мультимедийных технологий преподавания на состояние зрительного анализатора у студентов медицинского университета // Практическая медицина, офтальмология. – 2013. – № 1–3 (13). [Электронный ресурс]. URL: http://pmarchive.ru/izuchenie-vliyaniya-multimedijnyx-texnologij-prepodavaniya-na-sostoyanie-zritelnogo-analizatora-u-studentov-medicinskogo-universiteta/ (Дата обращения: 02.02.2015). Nugumanova A.M., Hamitova G.H. Izuchenie vliyaniya mul’timedijnyh tekhnologij prepodavaniya na sostoyanie zritel’nogo analizatora u studentov medicinskogo universiteta // Prakticheskaya medicina, oftal’mologiya. – 2013. – № 1–3 (13). URL: http:// pmarchive.ru/izuchenie-vliyaniya-multimedijnyx- texnologij-prepodavaniya-na-sostoyanie-zritelnogo￾analizatora-u-studentov-medicinskogo-universiteta/ (Дата обращения: 02.02.2015).

16. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 136 с. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. uchebyu zavedenij. – M.: Izdatel’skij centr «Akademiya», 2001. – 136 s.

17. Попова З.И. Компьютерные обучающие системы// Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2008 / – T. 10, № 7. – C. 154–156. Popova Z.I. Komp’yuternye obuchayushchie sistemy// Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. – 2008 / – T. 10, № 7. – S. 154–156.

18. Ромашкина Н.В., Мишина Е.А., Долгая Т.И. Организация учебной деятельности на уроках физики в логике научного познания с использованием интерактивной доски // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Физика, математика, техника, технология. – 2010. – № 2. – C.82-85. Romashkina N.V., Mishina E.A., Dolgaya T.I. Organizaciya uchebnoj deyatel’nosti na urokah fiziki v logike nauchnogo poznaniya s ispol’zovaniem interaktivnoj doski // Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Fizika, matematika, tekhnika, tekhnologiya. – 2010. – № 2. – S. 82–85.

19. Cañas A.J., Hill G., Carff R., Suri N., Lott J., Gómez G., Eskridge T.C., Arroyo M., Carvajal R. CmapTools: A Knowledge Modeling and Sharing Environment. Concept Maps: Theory, Methodology, Technology. Proceedings of the First International Conference on Concept Mapping, Pamplona, Spain, Universidad Pública de Navarra. 2004. URL: http://cmc.ihmc. us/papers/cmc2004-283.pdf (Дата обращения: 12.05.2013).

20. Chen C. Visualization Viewpoints // IEEE Computer Graphics and Applications. – July / August 2005. – Р. 12–16.

21. Krathwohl D.R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: An Overview // Theory into practice. – 2002. – Vol. 41, № 4. – P. 212–218.

22. McClure J.R., Sonak B., Suen H.K. Concept map assessment of classroom learning: Reliability, validity, and logistical practicality // Journal of Research in Science Teaching. – 1999. – № 36(4). – Р. 475–492.

23. Nouri H., Shahid A. The effect of PowerPoint presentations on student learning and attitudes // Global Perspectives on Accounting Education. — 2005. – Vol. 2. – P. 53–73.

24. Nwaocha Vivian Ogochukwu. Enhancing students interest in mathematics via multimedia presentation // African Journal of Mathematics and Computer Science Research. – July 2010. – Vol. 3 (7). – P. 107–113.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Лекция-презентация: выбор визуальных средств. Открытое образование. 2015;(4(111):73-80. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-4(111-73-80

For citation: Kostromina S.N., Gnedykh D.S. LECTURE WITH MULTIMEDIA PRESENTATION: HOW TO CHOOSE THE BEST VISUAL TOOLS. Open Education. 2015;(4(111):73-80. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-4(111-73-80

Просмотров: 316

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)