Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Формирование индивидуальной образовательной траектории в адаптивных системах управления обучением

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-36-44

Аннотация

Цель исследования. Цель данной статьи – рассмотреть теоретические и практические аспекты проектирования адаптивных учебных курсов, ориентированных на создание индивидуальной образовательной траектории, с учетом различных механизмов (ресурсов) адаптации.

Материалы и методы. Данное исследование включает обзор библиографических источников по проблемам формирования индивидуальной траектории обучения и реализации адаптивного обучения в электронных учебных курсах. Также включает построение структурной модели адаптивной системы управления обучением с описанием возможных механизмов адаптации, выступающих в качестве параметров формирования персонализированной траектории обучения, и описание примера реализации адаптивного курса в LMS Башкирского ГАУ.

Результаты. Проведен анализ факторов, влияющих на выбор профессиональной образовательной траектории. При этом говорится о различных уровнях формирования факторов, выделяются и характеризуются такие группы как макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Рассматривается понятие гибкой адаптивной модели обучения и анализируются возможные ресурсы (параметры, механизмы) ее адаптации. Применительно к модели управления формированием индивидуальной траектории обучения в качестве ресурсов адаптации выделяются такие параметры как форма обучения, содержание обучения, методы обучения, организация электронного обучения в электронном учебном курсе, модель обучаемого, траектория обучения. Строится структурная модель адаптивной системы управления обучением, включающая следующий ряд структурных элементов: блок образовательного контента; блок контроля знаний, умений и навыков; коммуникативный блок; блок рефлексии; блок идентификации личности; система навигации; модуль управления траекторией обучения. Также рассматриваются различные подходы к концепции модели обучаемого (в частности, скалярная, оверлейная и когнитивная модели).

Для апробации модели адаптивного обучения спроектирован электронный курс по дисциплине «Информатика и информационные технологии», реализованный в системе управления электронным обучением Башкирского ГАУ на платформе LMS Moodle. Электронный курс используется в учебном процессе для очной и заочной форм обучения, а также как форма сопровождения дистанционного обучения в периоды самоизоляции. Проведен сравнительный анализ успеваемости студентов, обучающихся с использованием линейной и адаптивной версий электронного курса. Студенты, обучающиеся с помощью адаптивной версии электронного курса, показали более высокие результаты обучения. Из этого делается вывод, что адаптивный курс позволил студентам лучше адаптироваться к условиям вынужденного дистанционного обучения в обстоятельствах новой реальности.

Заключение. Индивидуальная образовательная траектория является одним из эффективных средств реализации профессионально-образовательного потенциала личности и строится на основе определенных форм, методов, технологий и механизмов обучения. Современные технологии электронного образования предоставляют широкие возможности по реализации концепции персонифицированного гибкого обучения, в частности, с использованием адаптивных учебных курсов. В качестве ресурса (параметра) адаптации при этом могут выступать как параметры среды управления обучением, так и характеристики и предпочтения самого обучаемого.

Об авторе

Т. М. Шамсутдинова
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=17707
Башкирский государственный аграрный университет
Россия

Татьяна Михайловна Шамсутдинова, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры Информатики и информационных технологий

Уфа



Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

2. Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 3-11.

3. Розенберг И.Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 64-72.

4. Курзыбова Я.В. Алгоритм формирования индивидуальной траектории обучения в системе дистанционного обучения I.LOGOS // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 9. С. 51-56.

5. Тактарова С.В., Щетинина Н.Ю. Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 2 (22). С. 101-113.

6. Каяшев М.В., Макаров Д.Ю., Марченко А.А. Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах // Электронные библиотеки. 2018. Т. 21. № 3-4. С. 181-192.

7. Попов Д.И., Лазарева О.Ю. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 213 (3). С. 141-148.

8. Шамсутдинова Т.М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 47-54.

9. Пожаркова И.Н., Носкова Е.Е., Трояк Е.Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 179-192.


Дополнительные файлы

1. Рисунки к статье
Тема
Тип Материалы исследования
Скачать (1017KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Шамсутдинова Т.М. Формирование индивидуальной образовательной траектории в адаптивных системах управления обучением. Открытое образование. 2021;25(6):36-44. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-36-44

For citation:


Shamsutdinova T.M. Formation of Individual Educational Trajectory in Adaptive Learning Management Systems. Open Education. 2021;25(6):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-36-44

Просмотров: 1782


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)