Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Ментальный подход к цифровой трансформации образования

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-5-4-14

Аннотация

Цель исследования. Стремительное и широкое распространение цифровых технологий в обществе обуславливает необходимость скорейшей и эффективной цифровой трансформации образования. Процессы цифровизации образования сталкиваются с трудностями, связанными с необоснованными обновлениями средств и методик электронного и дистанционного обучения в традиционных методических системах, неготовностью педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых реалиях, трудоемкостью и большими материальными и интеллектуальными затратами. В этой связи представляют интерес инновационные подходы, позволяющие достигать большей результативности цифровой трансформации образовательного процесса.
Работа посвящена обоснованию ментального подхода, развивающего и дополняющего принципы современной дидактики при цифровой трансформации образования, и обеспечивающего обновление средств и методов обучения с помощью ментальных технологий.
Методология и методы. Ментальный подход строится на фундаменте ментальных схем, определяющих реальность и человека с позиции его ментальности, сформированной в результате его индивидуального и коллективного жизненного опыта. В цифровую эпоху подход определяет механизмы достижения новых целей образования, таких как формирование и развитие у человека вычислительного, структурного, интуитивного, алгоритмического мышления. Основу ментального подхода составляют ментальные технологии обучения, использующие различные предметные ментальные структуры, концепт и интеллект-карты, предполагающие качественное и содержательное изменение и коррекцию индивидуальных знаниевых ментальных схем. Рассматривая обучение с помощью ментальных схем и ментальных моделей, сформулированы принципы ментальной дидактики.
Результаты. Обозначены контуры ментального подхода в образовании, позволяющего осуществлять организацию учебного процесса на основе средств и методов обучения, опирающихся на фундамент предметных ментальных схем мышления. Он предоставляет реальную возможность реализации принципов личностно-центрированного обучения, например, за счет модели «прозрачный» ящик, ментальных учебных примитивов, перевернутых ресурсов и ресурсов-трансформеров, а также ментальных технологий. Описан метод алгоритмических примитивов для развития структурного мышления. Обоснованы новые подходы к представлению электронных учебных ресурсов в перевернутом виде и формате трансформеров.
Выводы. Значимость ментального подхода проявляется в нескольких направлениях: применение модели «прозрачный ящик» в обучении и контроле знаний; использование учебных примитивов для построения структурно-ментальных схем обучения решению задач; создание персонифицированных учебных ресурсов в формате трансформеров и перевернутых учебников, максимально соответствующих ментальности цифрового поколения; возможность реализации личностно-центрированного обучения. Подход позволяет сформировать и развить ментальную дидактику для обеспечения результативности цифровой трансформации образования, облегчает достижение когнитивных целей предметного обучения и может эффективно удовлетворять современным требованиям цифрового общества к образованию.

Об авторе

Н. И. Пак
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Николай Инсебович Пак, д.п.н., профессор кафедры информатики и информационных технологий в образовании

Красноярск



Список литературы

1. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. № 2. С. 18–33.

2. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма. Пер. с англ. А. Румянцева. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. 192 с.

3. Баженова И.В., Бабич Н., Пак Н.И. От проективно-рекурсивной технологии обучения к ментальной дидактике [Электрон. ресурс]. Красноярск: СФУ, 2016. 160 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/966979.

4. Pak N.I., Stepanova T.A., Bazhenova I.V., Gavrilova I.V. Multidimensional algorithmic thinking development on mental learning platform. 2019. Т. 12. № 6. С. 1072–1087. DOI: 10.17516/1997–1370–0410.

5. Баженова И.В., Пак Н.И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностно-ориентированном образовании // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 7–13.

6. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018. № 3. С. 31–44.

7. Асауленко Е.В. Искусственный интеллект с позиции ментальных схем // Открытое образование. 2014. № 4. С. 50–54.

8. Engelhardt K., Punie Y., Chioccariello A., Ferrari A., Dettori G., Kampylis P., Bocconi S. Developing computational thinking in compulsory education. Implications for policy and practice. 2016. DOI: 10.2791/715431.

9. Wing J. M. Computational thinking // Communications of the ACM. 2006. Т. 49. № 3. С. 33–35. DOI: 10.1145/1118178.1118215.

10. Lyon J. A., Magana A. J. Computational thinking in higher education: A review of the literature // Computer Applications in Engineering Education. 2020. Т. 28. № 5. С. 1174–1189. DOI: 10.1002/cae.22295.

11. Shannon Nick., Frischherz Bruno. Structural Thinking. 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-41064-3_3.

12. Gronow M., Mulligan J., Cavanagh M. Teachers’ understanding and use of mathematical structure // Mathematics Education Research Journal. 2020. C. 1–26. DOI: 10.1007/s13394-020-00342-x.

13. Mason J., Stephens M., Watson A. Appreciating mathematical structure for all // Mathematics Education Research Journal. 2009. Т. 21. № 2. С. 10–32.

14. Minto B. The Minto Pyramid Principle: Golden Rules for Thinking, Business Writing, and Speaking (Mann, Ivanov and Ferber). 2008. 272 с.

15. Лапчик М. П. Образование, грамотность, компетентность, культура: терминология эпохи информатизации [Электрон. ресурс] // Информатизация образования и методика электронного обучения. Материалы II Международной научной конференции. Красноярск: СФУ, 2018. С. 38–43. Режим доступа: https://bik.sfukras.ru/sites/default/files/content/i-504583_informatizaciya_.pdf.

16. Босова Л. Л. Цифровые навыки современного школьника и возможности их формирования в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2020. № 7. С. 5–9. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-7-5-9.

17. Асауленко Е. В. Формализация процесса формирования умения ученика решать вычислительные физические задачи на основе ментальных схем // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 11–19.

18. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Minneapolis: Fortress Press, 2014. 120 c.

19. Barkhatova D.A., Balykbaev T.O., Pak N.I., Khegay L.B. A student’s e-learning self-control method based on a topological knowledge tree // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Т. 90. С. 1039–1050. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2020.10.3.

20. Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2020. Т. 17. № 2. С. 153–168.

21. Hattie John. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. NY: Routledge, 2008. 392 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования. Открытое образование. 2021;25(5):4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-5-4-14

For citation:


Pak N.I. A Mental Approach to Digital Transformation of Education. Open Education. 2021;25(5):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-5-4-14

Просмотров: 1034


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)