Preview

Open Education

Advanced search

МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Abstract

Цель исследования. Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет Актуальность разработки обуславливается тем, что происходить информатизация всей жизнедеятельности человека и современный человек не может полноценно функционировать вне цифровой среды. Это относится как к профессиональной и образовательной сфере, так и к бытовой. Наибольшей проблемой становится обеспечение информационной безопасности на всех уровнях, поэтому важно, чтобы родители и учителя активно принимали участие в обеспечении безопасности и своевременном предупреждении опасностей в Интернете. Многие педагоги в сегодняшней реальности оказались в ситуации, когда от них требуется обучить школьников навыкам, которыми они сами не обладают и чаще всего не имеют о них представления. В связи с чем, представляет интерес разработки, позволяющие упростить этот процесс.

Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет, отличительной особенностью и новизной которой является применение многоуровневости реализации с использованием технологии геймификации.

Материалы и методы исследования. Проведя анализ теоретической базы (учебных материалов, методических рекомендаций и ФГОС ООО) были выявлены недостающие в программах: неэффективность классических форм и методов донесения информации о безопасном нахождении в сети интернет. Чаще всего на тему, посвященную основам безопасного нахождения в сети Интернет в учебном плане отводят мало часов [1,2,3], поэтому данную тему учителя стараются раскрывать во внеурочной деятельности. Существующие разработки проведения внеурочной деятельности, рассчитаны на единоразовое прохождение заданий, получение знаний и отработку навыков. В современном мире все непрерывно развивается и то, что было актуально для школьников 5 классов, уже будет устаревшей информацией в области безопасного использования Интернета в 7-9 классах. Учителям необходимо своевременно находить или разрабатывать новые внеурочные программы для усвоения новых, актуальных знаний и закрепления их на практике. Не достаточно единожды обучить основам безопасного нахождения в сети Интернет, со временем забываются полученный знания и навыки.

Результаты исследования. Таким образом, мы пришли к выводу, что выигрышной будет методика многоуровнего обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Многоуровневость реализуется, посредством повторении уже полученных знаний в рамках традиционных уроков на ежегодных часах внеурочной деятельности, направленных на актуализацию знаний в области информационной безопасности и отработку навыков у школьников. Школьники не будут забывать давно изученные правила, погружаясь с каждым годом в тему безопасного нахождения в Интернете. А применяемая технология геймификации поможет привлечь и акцентировать внимание школьников.

Заключение. Представленная методика была апробирована в рамках тематической недели в образовательном учреждении. Все участники мероприятия успешно завершили выполнения заданий игры. Рефлексивный опрос показал, что всем участникам (школьникам и учителям) было комфортно работать с данной методикой.

About the Author

Марина Романова
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия
Russian Federation


References

1. Bossova L.L. Informatics. 5-6 grades. Toolkit. FSES. / L.L.Bosova, A.Yu. Bosova. - 2nd ed. (email). - M .: Laboratory of Knowledge. - 2020. - 384 p. - Derivative. e-mail ed. based on printing analogue (Moscow: BINOM. Knowledge Laboratory, 2020); Electron. text data. (1 pdf file: 384 p.); System. requirements: Adobe Reader XI; screen 10 ". - ISBN 978-5-9963-3203-8.

2. Bosova LL, Bosova A.Yu., Methodological manual for grades 7-9 on "Informatics" / LL Bosova, A.Yu. Bosova. - 2nd ed. (email). - M .: Laboratory of Knowledge. –2020. - 384 p. - Derivative. e-mail ed. based on printing analogue (Moscow: BINOM. Knowledge Laboratory, 2017); Electron. text data. (1 pdf file: 384 p.); System. requirements: Adobe Reader XI; screen 10 ". - ISBN 978-5-9963-3203-8.

3. Vinichenko S.A. Methodological recommendations for teaching the subject "Informatics" in the 7th grade in the conditions of the transition to the Federal State Educational Standard / S.А. Vinichenko. - Moscow: Yurayt, 2019 .-- 219 p.

4. Chernova E.V. Threats to the child's safety in the field of ICT / E.V. Chernov // Problems of Science and Education. - 2018. - No. 5. - S. 164-167.

5. Kolesnikova AK, Pshenichnaya OV, Chernova EV Gamification: the use of game mechanics for teaching schoolchildren the basics of security on the Internet // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2020. - No. 6 (June). - URL: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm

6. Romanova M.V., Kolesnikova A.K. Augmented reality technology in education // AB OVO ... (FROM THE BEGINNING ...). Collection of scientific papers. Volume. Issue 4. / ed. O.S. Logunova; Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. - Magnitogorsk: Magnitogorsk Publishing House. state those. un-ta them. G.I. Nosov, 2019 .-- 104p. - S. 43-46.

7. All statistics of the Internet and social networks for 2021 - numbers and trends in the world and in Russia [Electronic resource]. Access mode: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i -socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-iv-rossii / (date accessed: 12/08/2021).

8. Karmanova E.V., Chernova E.V., Dokolin A.S. Modeling knowledge assessment with gami-fication technology on e-learning platform / International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies (FarEastCon), 2019. - Publisher: IEEE - p.1-6. - DOI: 10.1109 / FarEastCon.2019.8934089 https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/8934089

9. Romanova M.V., Romanov E.P., Varfolomeeva T.N., Lomakina E.A., Chernova E.V., Ruban K.A. Intellectual Game Application for Students' Knowledge Control. // Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) .P. 298-302. URL: http://www.atlantis-press.com/php/download_paper.php?

10. Karmanova E.V., Chernova E.V. Requirements for the plugin of knowledge control gamification in the electronic educational system / Abstracts of the 79th international scientific and technical conference "Actual problems of modern science, technology and education." - Magnitogorsk: Magnitogorsk Publishing House. state those. un-ta them. G.I. Nosov. 2021. - Vol. 1. - 594 p. - P. 425


Review

For citations:


  . Open Education. 2022;26(2).

Views: 260


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)