Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация

Цель исследования. Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет Актуальность разработки обуславливается тем, что происходить информатизация всей жизнедеятельности человека и современный человек не может полноценно функционировать вне цифровой среды. Это относится как к профессиональной и образовательной сфере, так и к бытовой. Наибольшей проблемой становится обеспечение информационной безопасности на всех уровнях, поэтому важно, чтобы родители и учителя активно принимали участие в обеспечении безопасности и своевременном предупреждении опасностей в Интернете. Многие педагоги в сегодняшней реальности оказались в ситуации, когда от них требуется обучить школьников навыкам, которыми они сами не обладают и чаще всего не имеют о них представления. В связи с чем, представляет интерес разработки, позволяющие упростить этот процесс.

Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет, отличительной особенностью и новизной которой является применение многоуровневости реализации с использованием технологии геймификации.

Материалы и методы исследования. Проведя анализ теоретической базы (учебных материалов, методических рекомендаций и ФГОС ООО) были выявлены недостающие в программах: неэффективность классических форм и методов донесения информации о безопасном нахождении в сети интернет. Чаще всего на тему, посвященную основам безопасного нахождения в сети Интернет в учебном плане отводят мало часов [1,2,3], поэтому данную тему учителя стараются раскрывать во внеурочной деятельности. Существующие разработки проведения внеурочной деятельности, рассчитаны на единоразовое прохождение заданий, получение знаний и отработку навыков. В современном мире все непрерывно развивается и то, что было актуально для школьников 5 классов, уже будет устаревшей информацией в области безопасного использования Интернета в 7-9 классах. Учителям необходимо своевременно находить или разрабатывать новые внеурочные программы для усвоения новых, актуальных знаний и закрепления их на практике. Не достаточно единожды обучить основам безопасного нахождения в сети Интернет, со временем забываются полученный знания и навыки.

Результаты исследования. Таким образом, мы пришли к выводу, что выигрышной будет методика многоуровнего обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Многоуровневость реализуется, посредством повторении уже полученных знаний в рамках традиционных уроков на ежегодных часах внеурочной деятельности, направленных на актуализацию знаний в области информационной безопасности и отработку навыков у школьников. Школьники не будут забывать давно изученные правила, погружаясь с каждым годом в тему безопасного нахождения в Интернете. А применяемая технология геймификации поможет привлечь и акцентировать внимание школьников.

Заключение. Представленная методика была апробирована в рамках тематической недели в образовательном учреждении. Все участники мероприятия успешно завершили выполнения заданий игры. Рефлексивный опрос показал, что всем участникам (школьникам и учителям) было комфортно работать с данной методикой.

Об авторе

Марина Викторовна Романова
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Бизнес информатики и информационных технологий



Список литературы

1. Босова Л.Л. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. (эл.). – М.: Лаборатория знаний. – 2020. – 384 с. – Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 384 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10". – ISBN 978-5-9963-3203-8.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Методическое пособие для 7-9 классов по «Информатике» / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. (эл.). – М.: Лаборатория знаний. –2020. – 384 с. – Дериватив. эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 384 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10". – ISBN 978-5-9963-3203-8.

3. Виниченко С.А. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информа-тика» в 7 классе в условиях перехода на ФГОС / С.А. Виниченко. – Москва: Юрайт, 2019. – 219 с.

4. Чернова Е.В. Угрозы безопасности ребенка в сфере икт / Е.В. Чернова // Вопросы науки и образования. – 2018. – №5. – С. 164-167.

5. Колесникова А. К., Пшеничная О. В., Чернова Е. В. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – URL: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm

6. Романова М.В., Колесникова А.К. Технология дополненной реальности в образова-нии // AB OVO … (С САМОГО НАЧАЛА…). Сборник научных трудов. Том. Вы-пуск 4. /под ред. О.С. Логуновой; Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. – 104с. – С. 43-46.

7. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год — цифры и тренды в мире и в Рос-сии [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 08.12.2021).

8. Karmanova E.V., Chernova E.V., Dokolin A.S. Modeling knowledge assessment with gami-fication technology on e-learning platform / International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies (FarEastCon), 2019. - Publisher: IEEE – p.1-6. – DOI: 10.1109/FarEastCon.2019.8934089 https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/8934089

9. Romanova M.V., Romanov E.P., Varfolomeeva T.N., Lomakina E.A., Chernova E.V., RubanK.A. Intellectual Game Application for Students' Knowledge Control. // Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016).P.298-302. URL: http://www.atlantis-press.com/php/download_paper.php?

10. Карманова Е.В., Чернова Е.В. Требования к плагину геймификации контроля знаний в электронной образовательной системе / Тезисы докладов 79-й международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки, тех-ники и образования». – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова. 2021. – Т.1. – 594 с. – С. 425


Рецензия

Для цитирования:


Романова М.В. МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. Открытое образование. 2022;26(2).

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)