Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС

Аннотация

Цель исследования.

Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.

Материалы и методы.

Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части.

Результаты.

Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спасательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности.

Заключение.

В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служебно-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.

Об авторах

Игорь Александрович Малый
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия


Владислав Васильевич Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия

Заместитель начальника академии - начальник института профессиональной подготовки



Ирина Юрьевна Шарабанова
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия


Список литературы

1. Белозерова С. И., Чуйко О. И. Опыт применения LMS MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 78.

2. Жук М. Г., Потоцкая Н. Г. Особенности организации дистанционного обучения на основе образовательной среды MOODLE // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 100-110.

3. Кропотова М. Ю. Перспективы использования электронной системы MOODLE в образовательном пространстве СПО // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 2 (59). С. 25-28.

4. Хорошева А. В. Организация образовательного процесса с использованием системы дистанционного обучения MOODLE // Информационные технологии в УИС. 2020. № 4. С. 66-72.

5. Венцель В. Д., Цорина О. А., Янчий С. В. Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 50-54.

6. Рашидова З. Д., Везиров Т. Г. Развитие познавательной самостоятельности будущих бакалавров-лингвистов с использованием инструментов, предоставляемых системой дистанционного обучения // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2021. Т. 15. С. 241-245.

7. Попова Ю. Б. Автоматизированная система управления обучением CATS // Наука и техника. 2019. Т. 18. № 4. С. 339-349.

8. Савин М. А., Галягин К. С., Ошивалов М. А., Селянинов Ю. А., Вахрамеев Е. И., Ульрих Т. А. Использование интерактивных автоматизированных систем при обучении студентов вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 54-60.

9. Попова Ю. Б. Интеллектуальная составляющая автоматизированной системы обучения CATS // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22. № 4. С. 24-37.

10. Чайкина Е. В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. №3. С. 91-96.

11. Аникина Е. И., Бабков А. С., Малышев А. В. Автоматизация функций деканата в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 6 (75). С. 44-50.

12. Антипин А. Ф. О разработке сетевой автоматизированной системы для контроля знаний по программированию // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 19-23.

13. Даценко Н. В., Горбатенко С. А., Горбатенко В. В. Адаптивная автоматизированная система как средство дифференциации обучения при подготовке специалистов в области информационных технологий // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 2 (25). С. 382-390.

14. Карышев А. А. Автоматизированная система контроля знаний // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2016. № 1. С. 83-93.

15. Шахов Я. В., Демкин Д. В. Сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и Unitest System // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 2. С. 385-396.

16. Сорочинский М. А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpring QuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166-167.

17. Булгаков В. В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 5. С. 44-53.

18. Малый И. А., Булгаков В. В., Шарабанова И. Ю., Орлов О. И. Применение цифровых технологий для подготовки курсантов в области пожаротушения // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 2. С. 51-59.

19. Демьяненко Ю. С., Алгазина Ю. Г., Музоватова Я. Ю. Автоматизированная информационная система документооборота противопожарной службы ФГКУ «СПСЧ ФПС по Алтайскому краю» // МАК: Математики - Алтайскому краю. 2021. № 3. С. 137-140.

20. Гладков С. В., Мышкин Р. А. Автоматизация процессов оперативной и служебной деятельности в подразделениях пожарной охраны // Пожарная и аварийная безопасность. 2016. № 3 (3). С. 30-40.

21. Колпаков Д. Г., Павлов М. М., Чибинев К. Н., Янц А. И. Компьютерные системы управления в гарнизонной службе пожаротушения // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 3. С. 380-383.

22. Римшин В. Ю. Разработка многофункционального планшета пожарного // Colloquium-journal. 2020. № 10-1 (62). С. 65-67.


Рецензия

Для цитирования:


Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабанова И.Ю. Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС. Открытое образование. 2022;1(1).

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)