Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС
Abstract
Цель исследования.
Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.
Материалы и методы.
Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части.
Результаты.
Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спасательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности.
Заключение.
В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служебно-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.
About the Authors
Игорь МалыйRussian Federation
Владислав Булгаков
Russian Federation
Ирина Шарабанова
Russian Federation
References
1. Belozerova S. I., Chuiko O. I. Experience of using LMS MOODLE to create and support training courses. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2019; 1: 78. (In Russ.)
2. Zhuk M. G., Pototskaya N. G. Features of the organization of distance learning based on the educational environment MOODLE. Innovacii v obrazovanii - Innovations in education. 2021; 7: 100-110. (In Russ.)
3. Kropotova M. Yu. Prospects of using the MOODLE electronic system in the educational space of SPO. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii - Information and communication technologies in pedagogical education. 2019; 2 (59): 25-28. (In Russ.)
4. Khorosheva A. V. Organization of the educational process using the MOODLE distance learning system. Informacionnye tekhnologii v UIS - Information technologies in the UIS. 2020; 4: 66-72. (In Russ.)
5. Wenzel V. D., Zorina O. A., Yanchy S. V. Organization of training and control of students' knowledge using information technologies: on the example of a technical university. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya - Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2018; 7; 1 (22): 50-54. (In Russ.)
6. Rashidova Z. D., Vezirov T. G. Development of cognitive independence of future bachelor linguists using tools provided by the distance learning system. Aktual'nye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov - Actual problems of philology and methods of teaching foreign languages. 2021; 15: 241-245. (In Russ.)
7. Popova Yu. B. Automated learning management system CATS. Nauka i tekhnika - Science and technology. 2019; 18; 4: 339-349. (In Russ.)
8. Savin M. A., Galyagin K. S., Oshivalov M. A., Selyaninov Yu. A., Vakhrameev E. I., Ulrich T. A. The use of interactive automated systems in teaching university students. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) - Alma mater (Bulletin of the Higher School). 2019; 6: 54-60. (In Russ.)
9. Popova Yu. B. The intellectual component of the automated learning system CATS. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo - Educational technologies and society. 2019; 22; 4: 24-37. (In Russ.)
10. Chaikina E. V. Knowledge control system in the formation of professional competence of students of technical universities. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: informatika i informatizaciya obrazovaniya - Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education. 2016; 3: 91-96. (In Russ.)
11. Anikina E. I., Babkov A. S., Malyshev A. V. Automation of dean's office functions in the electronic information and educational environment of Southwestern State University. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; 6 (75): 44-50. (In Russ.)
12. Antipin A. F. On the development of a network automated system for the control of programming knowledge. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high-tech technologies. 2016; 10-1: 19-23. (In Russ.)
13. Dotsenko N. V., Gorbatenko S. A., Gorbatenko V. V. Adaptive automated system as a means of differentiation of training in the training of specialists in the field of information technologies. Modelirovanie, optimizaciya i informacionnye tekhnologii - Modeling, optimization and information technologies. 2019; 7; 2 (25): 382-390. (In Russ.)
14. Karyshev A. A. Automated knowledge control system. Elektronnyj zhurnal: nauka, tekhnika i obrazovanie - Electronic journal: science, technology and education. 2016; 1: 83-93. (In Russ.)
15. Shakhov Ya. V., Demkin D. V. Comparative assessment of the capabilities of computer testing systems TestMaker and Unitest System. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo - Educational technologies and society. 2017; 20; 2: 385-396. (In Russ.)
16. Sorochinsky M. A. Using the development environment for the creation of tests and surveys iSpring QuizMaker for the organization of control of students. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik - International Student Scientific Bulletin. 2016; 5-2: 166-167. (In Russ.)
17. Bulgakov V. V. Improving the quality of theoretical training of cadets with the help of information and communication technologies. Otkrytoe obrazovanie - Open Education. 2019; 23; 5: 44-53. (In Russ.)
18. Malyj I. A., Bulgakov V. V., Sharabanova I. Yu., Orlov O. I. Application of digital technologies for training cadets in the field of fire extinguishing. Otkrytoe obrazovanie - Open education. 2021; 25; 2: 51-59. (In Russ.)
19. Demyanenko Yu. S., Algazina Yu. G., Muzovatova Ya. Yu. Automated information system of document management of the fire service of FGKU «SPSCH FPS in Altai Krai». MAK: Matematiki - Altajskomu krayu - IAC: Matematiki - Altai Krai. 2021; 3: 137-140. (In Russ.)
20. Gladkov S. V., Myshkin R. A. Automation of operational and service activities in fire protection units. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost' - Fire and emergency safety. 2016; 3 (3): 30-40. (In Russ.)
21. Kolpakov D. G., Pavlov M. M., Chibinev K. N., Yants A. I. Computer control systems in the garrison fire extinguishing service. Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten' (nauchno-tekhnicheskij zhurnal) - Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2016; 3: 380-383. (In Russ.)
22. Rimshin V. Yu. Development of a multifunctional firefighter tablet. Colloquium-journal - Colloquium-journal. 2020; 10-1 (62): 65-67.
Review
For citations:
, , . Open Education. 2022;1(1).