Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как эффективный инструмент при организации электронного обучения

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-42-50

Аннотация

Актуальность. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как метод организации электронного обучения и передачи знаний с применением дистанционных образовательных технологий сегодня вызывают всё больший интерес у обучающихся и преподавателей. Однако большинство исследователей выделяют высокую трудоемкость и наличие дополнительных навыков со стороны преподавателя как обязательное условие реализации успешной видеолекции. При этом преподаватели продолжают проводить традиционные занятия в ≪допандемийном≫ режиме и продолжается размещение дополнительного материала в ЭИОС для обучающихся по индивидуальному графику. Зачастую для дистанционных участников образовательного процесса разрабатывается индивидуальная образовательная траектория обучения и возрастает нагрузка на преподавателя, который вынужден применять разные методы и формы обучения для обеспечения равных образовательных возможностей всем обучающимся. Как альтернатива для оптимизации авторами предлагается внедрение онлайн-трансляции занятий как наиболее эффективного метода и формы обучения в онлайн формате.

Цель исследования: разработка сбалансированной модели применения онлайн-трансляции и видеозаписи занятий при организации электронного обучения с возможностью фиксации хода образовательного процесса и контроля знаний.

Материалы и методы. Используя поиск по ключевым словам в системе РИНЦ авторами установлено, что понятие ≪Он-лайн трансляция занятий≫ не применяется исследователями. Однако, анализ публикационной активности в системе РИНЦ за 2017-2021 гг. показал положительный тренд использования терминов ≪Онлайн занятие≫, ≪Синхронное обучение≫, которые являются самыми близкими по смыслу к понятию ≪Онлайн трансляции занятий≫. В публикации предложены критерии оценки эффективности применения онлайн-трансляции занятий при организации обучения в вузе. В качестве примера реализации решения для организации онлайн-трансляции, записи занятий была описана и сопоставлена с предложенными критериями эффективности система ≪Информационно-ресурсный центр≫ применяемая в ФГБОУ ВО ≪Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма≫.

Результаты. В результате анализа было установлено, что данный тип систем (системы онлайн-трансляции) не предусматривают возможность фиксации усвоения материала и не позволяют в полной мере проводить фиксацию хода образовательного процесса и контроля знаний при организации электронного обучения.

Выводы. Авторами предлагается интеграция систем онлайн трансляции с системой электронного обучения, как рабочая модель применения онлайн-трансляции и видеозаписи занятий при организации электронного обучения, которая будет удовлетворять всем установленным в исследовании критериям. Модель, построенная в ходе исследования, универсальна и может использоваться с применением любых методических приемов, в том числе при использовании модели ≪перевернутого класса≫, когда заблаговременно до начала занятия размещается материал для предварительного ознакомления, а на самом занятии проводится его разбор.

Об авторах

Р. Р. Мухаметшин
Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ,
Россия

Рамис Рустамович Мухаметшин, заведующий информационно-редакционным отделом

г. Казань



Р. Р. Хадиуллина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Россия

Резеда Ринатовна Хадиуллина. к.п.н., директор Международного института гостиничного менеджмента и туризма

г. Казань



Список литературы

1. Вариясова Е.В., Иванова Е.А., Карнюшина В.В. Видеолекция как пример внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. Т. 53. № 1. С. 116–123.

2. Вставская Ю.А. Актуальность видеолекций по фармакологии в условиях дистанционного обучения // Вузовская педагогика 2021: Сборник статей Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием (Красноярск, 3–4 февраля 2021 г.). Под ред. Соловьева И.А. Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2021. С. 229–233.

3. Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В. и др. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 127–143.

4. Вариясова Е.В., Иванова Е.А., Карнюшина В.В. Видеолекция как пример внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. Т. 53. № 1. С. 116–123.

5. Кулиева О.Н. Об эффективности использования обучающих видео в преподавании // Идеи. Поиски. Решения: Сборник статей и тезисов XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. (Минск, 22 ноября 2019 года). Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 17–22.

6. Свистунов А.А., Никишина В. Б., Кузнецова А. А. Интерактивные эффекты видеолекций в пространстве электронного обучения в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3(27). С. 136–142.

7. Антонова Н.Н. Некоторые аспекты организации дистанционного обучения студентов в период пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 8–9.

8. Тюкина Л.А. Использование платформ Moodle и Microsoft teams в преподавании иностранных языков // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2020. № 3(10). С. 82–87.

9. Рубан Е.М., Гордеева И.А., Лекомцева А.А. Оптимизация и оценка эффективности дистанционного обучения профессиональной подготовки бакалавров образования – будущих учителей в педагогическом вузе в условиях пандемии COVID-19 // Современный ученый. 2020. № 5. С. 118–123.

10. Савин К.С. Преподавание дисциплины «Экономика» иностранным слушателям в контексте изучения русского языка как иностранного (РКИ) с помощью программы ZOOM (на примере Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова) // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 04 мая 2020 года). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. С. 88–92.

11. Скрипкина Ю.В. Приёмы организации продуктивных дистанционных занятий в цифровой среде Zoom // Эйдос. 2020. № 4. С. 6.

12. Коротких А.Г., Сазонов С.В. Особенности использования платформы Zoom и Whatsapp при дистанционном обучении на практических занятиях по гистологии // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2020. № 3. С. 22–25.

13. Дивисенко О.В. Опыт организации дистанционных практических занятий по русскому как иностранному на подготовительном курсе военного вуза // Развитие военной педагогики в ХХI веке : Материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года). Санкт-Петербург: ВВМ, 2021. С. 240–248.

14. Антонова Р.Ф., Вага Т.В., Щеколдина И.В. Дистанционные образовательные технологии в подготовке будущих учителей географии // География: развитие науки и образования : Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции LXXIV Герценовские чтения (Санкт-Петербург, 21–23 апреля 2021 года) Отв. редакторы С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. С. 201–205.

15. Косова Е.А., Дюличева Ю.Ю. Опыт преподавания математических дисциплин с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период пандемии COVID-19 // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16. № 1. С. 207–223.

16. Оларь Ю.В., Хильченко Т.В. Использование возможностей электронного дистанционного обучения на практических занятиях по английскому языку в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4(48). С. 64.

17. Рымкевич О.В., Коцкович А.В., Макеев А.А. Развитие познавательного интереса у обучающихся в ходе изучения курса физики // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 114–116.

18. Бородич С.А., Садовская Ж.И. О возможности использования видеолекций и вебинаров в системе дистанционного обучения иностранному языку // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы : Материалы международной научно-практической онлайн-конференции (Минск, 28 марта 2019 года). Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. С. 112–118.

19. Быкадоров Ю. А. Современные средства создания видеолекций // Педагогика информатики. 2021. № 1. С. 1–12.

20. Каспаринский Ф.О. Варианты видеолекций // Электронные библиотеки. 2021. Т. 24. № 1. С. 116-156.

21. Коробкова С.А. Особенности подготовки видеолекций по физике для студентов медицинского вуза // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Международной научно-методической конференции, (Москва, 02–04 марта 2020 года). Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 144–148.

22. Регламент работы и сопровождения «Информационный ресурсный центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irc.sportacadem.ru/upload/files/Instrukcii/Proekt_reglamenta_raboty_i_soprovozhdeniya_IRC.docx (Дата обращения 17. 03.2022)

23. Попова Л. А. Интерактивные видеолекции как средство дистанционной поддержки школьников в процессе подготовки к итоговой аттестации // Калининградский вестник образования. 2021. № 1 (9). С. 54–62.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметшин Р.Р., Хадиуллина Р.Р. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как эффективный инструмент при организации электронного обучения. Открытое образование. 2022;26(1):42-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-42-50

For citation:


Mukhametshin R.R., Khadiullina R.R. Online Broadcasting and Video Recording of Classes as An Effective Tool for Organizing E-Learning. Open Education. 2022;26(1):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-42-50

Просмотров: 550


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)