Пути решения обучения взрослого населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-31-42
Аннотация
Цель исследования. Статья посвящена существующей системе подготовки взрослого населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Ачинском филиале краевого государственного казённого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт региональной безопасности». В ней выявлены основные недостатки организации и функционирования данной системы подготовки взрослых слушателей, предложены пути их устранения, даны предложения по её совершенствованию. Цель исследования: повысить качество подготовки взрослых слушателей на 40%.
Материалы и методы. В ходе проведения настоящего исследования и написании статьи были использованы такие методы, как анализ эмпирических данных, синтез, методы анкетного опроса, логического и контекстного анализа, библиографического поиска, SWOT– анализ, методы работы со специализированными программными продуктами и web-сервисами, методы сопоставления и сравнения, монографического исследования, широко использовался анализ документов, метод тестирования, и т.д. Методологический аппарат исследования представляет собой синтез таких подходов, которые позволяют рассмотреть обеспечение гражданской защиты населения его подготовку и обучение как взаимообусловленную и взаимосвязанную систему, в функционировании которой участвуют как государственные структуры, так и органы местного самоуправления.
Результаты исследования можно представить в виде новых бизнес-процессов, которые представят возможность повысить процент успеваемости слушателей. Внедрение в образовательный процесс входного тестирования, инновационного диктанта с включением вопросов входного тестирования и пройденного материала, диагностического и итогового тестирования, имеет явные преимущества. Повышается уровень мотивации обучения взрослых слушателей, реализуется возможность проектирования и прогнозирования учебного процесса на современном уровне образования, возможность организации более эффективных форм взаимодействия преподавателя и обучающихся, что в конечном счете приводит к результативности подготовки слушателей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Заключение. Выстраиваемая в Ачинском филиале КГКОУ «Институт региональной безопасности» система по внедрению новых бизнес-процессов в образование взрослых слушателей, базируется на достаточно значительном количестве доводов, основные из которых мы приводим в своей работе. Мы считаем, что существенным отличием тестов, от традиционных методов подготовки взрослых слушателей, является то, что они дают возможность определить уровень знаний на первоначальном этапе обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС, ставят всех слушателей в равные условия. Тесты используется как измерительный инструмент, дают возможность определения уровня усвоения ключевых понятий. Обучение слушателей с использованием тестов дает возможность охвата нескольких тем и разделов учебной программы одновременно. Дальнейшее расширение спектра применяемых инструментов оценки и обеспечения качества обучения в рамках электронной информационно-образовательной среды, позволяет организовать относительно безболезненный для отдалённых городов и районов переход на удаленный формат обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ПогудаРоссия
Алексей Андреевич Погуда - к.т.н., доцент кафедры информационного обеспечения, инновационного обеспечения инновационной деятельности факультета инновационных технологий
Томск
А. А. Погуда
Россия
Андрей Алексеевич Погуда - студент
Томск
Список литературы
1. Лихошерстная Ю.О. Инновационные технологии в системе повышения квалификации педагогов [Электрон. ресурс] // Порталус: научная онлайн-библиотека. 2013. Режим доступа: http://www.portalus.ru.
2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 с.
3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 128 с.
4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Пер Сэ, 2007. 272 с.
5. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
6. Соловьева Е.С., Твердохлебов Н.В. Особенности подготовки должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1(51). С. 90–97.
7. Твердохлебов Н.В., Норсеева М.Е. Проблемы подготовки населения муниципальных образований по ГО и защите от ЧС и возможные пути их решения // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 1.
8. Елагин А.Г. Безопасность жизнедеятельности – научный процесс познания объективно истинного знания о явлении безопасности. СПб., 2013.
9. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
10. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Социокультурные аспекты безопасности жизнедеятельности // В сборнике III Международной (заочной) научно-практической конференции «Инновационные технологии в промышленности – основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров» (31 января 2016, Москва). М.: Канцлер, 2016. С. 179–183.
11. Угольников В.В. Мультидисциплинарный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности, сохранению здоровья и жизни // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 3(33). С. 105–110.
12. Чеконин А.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в категориях философии // В сборнике 6 Международной научно – практической конференции «Человек. Культура. Общество» (30–31 мая, 2014). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. С. 90–95.
13. Выготский Л.С. Педология и смежные с ней науки // Педология. 1931. № 3. С. 52–58.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: 1999. 536 с.
15. Блонский П.П. О некоторых встречающихся у педологов ошибках (В порядке обсуждения) // На путях к новой школе. 1931. № 6. С. 41–50.
16. Kelley T.L. Interpretation of Educational Measurements. New York: World book, 1927. 363 с.
17. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики. Москва; Ленинград: ГИЗ, 1930. 302 с.
18. Басов М.Я. Общие основы педологии. Москва; Ленинград: ГИЗ, 1931. 802 с.
19. Мясищев B.Н. Психоневрологические науки в СССР // Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека / Отв. ред. А.Б. Залкинд. Москва; Ленинград: Госиздат, 1930. С. 143–147.
20. Геллерштейн С.Г. Метод тестов и его теоретические предпосылки. В сб.: Тесты: теория и практика / Под ред. М.С. Бернштейна. М.: Работник просвещения, 1928. Т.2. С. 5–14.
21. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 51–66.
22. Бернштейн М.С. Методологические предпосылки метода тестов. В сборнике: Тесты: теория и практика / Под ред. М.С. Бернштейна. М.: Работник просвещения, 1930. Т. 3. С. 3–37.
23. Бернштейн М.С. Тестологическая работа в Америке. В сборнике: Тесты: теория и практика / Под ред. М. С. Бернштейна. М.: Работник просвещения, 1930. Т. 3. С. 145–181.
24. Cattel J. М. Mental tests and measurement // Mind. 1890. Т. 15. С. 373–380.
25. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. New York: Mac Milan, 1885. 380 с.
26. Василейский С.М. Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования. Минск, 1927. 306 с.
27. Василейский С.М. Основной комплекс тестов. Нижний Новгород, 1928. 8 с.
28. Настольная книга руководителя гражданской обороны / Под ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 324 с.
29. Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Российской Федерации. Итоги пятилетия: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Ю. Олтян. М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2021. 344 с.
30. Действия в экстремальных ситуациях (самозащита) [Электрон. ресурс]. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 136 с. Режим доступа: https://www.vniigochs.ru/storage/photos/4/Деятельность/Metodics/selfprotect_site.pdf.
31. Кузнецов В.Н. О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью // Безопасность Евразии. 2003. № 2(12). С. 7–52.
32. Медведев В.Б. Методологические основы социологического анализа безопасности. М.: Наука, 2002. 202 с.
33. Кравченко В.В. Основные проблемы развития дополнительного профессионального образования за рубежом в современных условиях // Перспективы науки. 2012. № 6(33). С. 230.
34. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Общее и особенное в отечественном и западноевропейском дополнительном профессиональном образовании // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. T. 8. № 10-2. С. 32.
35. European Commission. Forum for European research on vocational education and training, Bremen [Электрон. ресурс]. 2002. Режим доступа: http://www.ec.europa.eu/education. (Дата обращения: 04.04.2012).
36. ECVET Magazineissue 2. [Электрон. ресурс]. 2009. Режим доступа: http://www.ecvctprojccts.cu/Bullctins/Default.aspx. (Дата обращения: 05.10.2012).
37. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М.: МГУ, 2007. 423 с.
38. Ковтун О.Б., Свентская Н. В., Чернов В.М., Лукина Ю.С., Виноградов А.В. Методические подходы к созданию комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения в субъектах РФ // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 4(50). С. 52–59.
39. Бине Альфред. Развитие интеллекта у детей. М.: В.М. Саблин, 1911. 162 с.
40. Указ Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
41. Постановление Правительства РФ от 18 сент. 2020 № 1485 о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
42. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ.
43. Постановление Правительства РФ от 02 ноября 2000 № 841. Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны.
44. Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций МЧС России от 30 октября 2020 года № 2-4-71-11-1.
45. Майоров А.Н. Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников. Учебно-методическое пособие / Редактор В.П. Арсланьян, Корректор Т.А. Подгорная, Компьютерная верстка Д. В. Кардановская. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 128 с.
Рецензия
Для цитирования:
Погуда А.А., Погуда А.А. Пути решения обучения взрослого населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Открытое образование. 2022;26(6):31-42. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-31-42
For citation:
Poguda A.A., Poguda A.A. Ways of Training the Adults in the Field of Civil Defense and Protection from Emergency Situations. Open Education. 2022;26(6):31-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-31-42