Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Некоторые аспекты современных дистанционных технологий обучения в области пожарной безопасности

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-10-19

Аннотация

Статья посвящена вопросам дистанционного обучения основам пожарной безопасности трудоспособного населения (работников организаций). Традиционные формы обучения не в полной мере отвечают современным запросам на получение знаний в этой сфере. Применение дистанционной формы обучения позволяет реализовать потребности по приобретению и актуализации необходимых компетенций в области пожарной безопасности при опосредованном взаимодействии обучающегося специалиста и преподавателя. Востребованность этой формы обучения, эффективность усвоения учебного материала во многом за- висит от соотношения применяемых цифровых технологий в образовательном процессе.

Целью исследования является анализ современных технологий организации образовательного процесса дистанционного обучения основам пожарной безопасности для повышения качества образовательных услуг и мотивации работников организаций к обучению в дистанционном формате. Постоянное развитие компьютерных технологий обуславливает совершенствование дистанционного формата обучения, поиск новых методических решений.

Материалы и методы. Итоги исследования были получены в результате анализа существующих разработок и подходов к дистанционному обучению. Рассмотрены работы по организации дистанционного обучения в целом и обучению основам пожарной безопасности в данном формате российских и англоязычных исследователей. Проведен анализ передовых практик и технологических инноваций в области дистанционного обучения. Правовой базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации. Методологическая основа исследования включает методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, моделирование), графический и сравнительный метод.

Результаты. Авторы провели сопоставление очной и дистанционной формы обучения. Рассмотрены общие характерные факторы, а также особенности дистанционного формата обучения. Современные дистанционные технологии образования используют программное обеспечение, аппаратные средства и образовательные теории для облегчения процесса обучения и повышения усвоения знаний. Так, виртуальная среда обучения представляет собой комплекс компьютерных технологий и педагогического дизайна, позволяющий оказывать качественное влияние на формирование и актуализацию компетенций в области пожарной безопасности. Организация обучения в данном формате является эффективным решением не только для работника организации (слушателя) но и для преподавателя. Дистанционное обучение в области пожарной безопасности, организованное на базе виртуальной среды обучения, может обеспечить предаттестационную подготовку работников организаций, а преподавателю возможность применения современных средств обучения для образовательного взаимодействия.

Авторами предложена схема образовательной среды для слушателя, а также алгоритм работы преподавателя в формате дистанционного обучения основам пожарной безопасности. Даны рекомендации по организации и представлению учебного материала, учитывающие психологические особенности восприятия информации, а также профессиональную специфику слушателей.

Заключение. Развитие современных цифровых технологий оказало влияние на организацию обучения на всех ступенях образования, в том числе и на профессиональное обучение работников организаций. Для достижения высоких образовательных результатов и приобретения необходимых компетенций в области пожарной безопасности необходимо совершенствование системы цифровизации образовательной среды, трансформации форм подачи материала и внедрение инновационных технологических средств обучения. Качественное обучение специалистов организаций окажет влияние на формировании пожаробезопасного поведения, снизит риск возникновения пожара на территории организации.

Об авторах

В. В. Володченкова
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Россия

Вера Владимировна Володченкова. Старший научный сотрудник

Балашиха



Н. В. Перегудова
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Россия

Наталья Васильевна Перегудова. Начальник отдела

Балашиха



Д. Н. Куркин
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Россия

Дмитрий Николаевич Куркин. Заместитель начальника отдела — начальник сектора

Балашиха



О. В. Чирко
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Россия

Оксана Владимировна Чирко. Старший научный сотрудник

Балашиха



Список литературы

1. Федеральный закон от 21.12.19994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями на 14 июля 2022 года) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru. (Дата обращения: 12.07.2022).

2. Приказ МЧС России от 18.11.2021 г. № 806 «Об определении Прядка, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программамв области пожарной безопасности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru. (Дата обращения: 12.07.2022).

3. Интерактивные технологии в дистанционном и гибридном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/medianar. (Дата обращения: 12.07.2022).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14 июля 2022 года) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: consultant.ru. (Дата обращения: 12.07.2022).

5. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. [Электрон. ресурс]. М.: Мир науки, 2020. 72 с. Режим доступа: https://izd-mn.com/.

6. Бапиев И.М., Гимеден А.О. Информационные технологии в дистанционном обучении // XXI Международная научная конференция «Исследования молодых ученых» – Казань: Молодой ученый, 2021. С. 56 – 61.

7. Elli Georgiadou, Kerstin V. Siakas. Distance Learning: Technologies; Enabling Learning at Own Place, Own Pace, Own Time. Learning and Teaching Issues in Software Quality [Электрон. ресурс] // Proceedings of the 11th INternational Conference on Software Process Improvement – Research into Education and Training. Southampton, UK: INSPIRE, 2006. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228948127.

8. Сарафанов А. В., Суковатый А. Г., Суковатая И. Е. и др. Интерактивные технологии в дистанционном обучении. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. 146 с.

9. Athanasios I. Margaris, Kerstin V. Siakas, Fotini Dimopoulou, Amalia E. Pontikidou. Networked Blended Learning Creation of Best Practices for Continuous Improvement [Электрон. ресурс] // Proceedings of the 6th International Conference on Networked Learning. Halkidiki, Greece, 2008. С. 262-269. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228961100.

10. Охрямкина А.С. Бужинская Н.В. Значение веб-технологий в разработке и применении электронных учебно-методических комплексов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 2. С. 5–9.

11. Попов Н.Л. Педагогические условия дистанционной дополнительной подготовки специалистов с ограниченными физическими возможностями в вузах МЧС России: диссертация // канд. пед. наук: 13.00.08. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2015. 185 с.

12. Приказ МЧС России от 05.09. 2021 г. № 595 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru. (Дата обращения: 12.07.2022).

13. Петриков, П.А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 2(37). С. 59-62. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/37/4313/ (Дата обращения: 14.07.2022).

14. Калицкий Э.М., Потапенко Н.И., Готто А.И., Володько Г.И. Методические рекомендации по разработке электронного учебно-методического комплекса для дистанционного обучения: проект. Минск: РИПО, 2012.

15. Чистякова А.А., Володченкова В.В., Володченков Р.Б., Чистяков А.А, Сидоркин В.А. Управление наглядной противопожарной агитацией на основе психологических особенностей восприятия человека // Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, 2021. С. 518–523.

16. Sayli Shiradkar, Luis Rabelo, Fahad Alasim, Khalid Nagadi. 4Virtual World as an Interactive Safety Training Platform // Information (Switzerland). 2021. № 12(6). С. 219. DOI: 10.3390/info12060219.

17. Zhipeng Liang, Keping Zhou, Kaixin Gao. Development and evaluation of a virtual reality serious game for safety training specific to the rockrelated hazards in underground mine School of Resources and Safety Engineering [Электрон. ресурс]. Changsha, China: Central South University, 2019. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/335151883.

18. Rahmalan H., Mohamad S.N.M., Abdul Rahman A.F.N., Aziz A., Ganasan A. Development of Virtual Reality Training for Fire Safety Education // International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. 2020. Т. 9, № 4. DOI: 10.30534/ijatcse/2020/253942020.


Рецензия

Для цитирования:


Володченкова В.В., Перегудова Н.В., Куркин Д.Н., Чирко О.В. Некоторые аспекты современных дистанционных технологий обучения в области пожарной безопасности. Открытое образование. 2022;26(5):10-19. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-10-19

For citation:


Volodchenkova V.V., Peregudova N.V., Kurkin D.N., Chirko O.V. Some Aspects of Modern Distance Learning Technologies in the Field of Fire Safety. Open Education. 2022;26(5):10-19. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-5-10-19

Просмотров: 430


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)