Подготовка будущих педагогов к реализации дистанционного обучения школьников
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-17-24
Аннотация
Цель исследования. В статье рассматривается актуальный вопрос подготовки выпускников – будущих учителей – к решению профессиональных задач, связанных организацией с дистанционного обучения школьников. Осуществлен анализ существующих подходов к организации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Представлены результаты анкетирования студентов с целью выявления профессиональных дефицитов выпускников в контексте применения дистанционных образовательных технологий. Приведены основные направления совершенствования профессиональных умений выпускников в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», структура рабочей программы.
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по вопросам подготовки выпускников педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Анкетирование студентов с целью выявления компетенций и профессиональных дефицитов в области применения дистанционных образовательных технологий.
Результаты исследования. На основе анализа научно-методической литературы выявлены и охарактеризованы основные компетенции, формирование которых нацелено на дальнейшее успешное, эффективное и безопасное осуществление будущими педагогами деятельности в сфере организации дистанционного обучения школьников. Выделен ряд компетенций, особо востребованных с позиции исследуемой проблемы, таких как личностная, профессионально-педагогическая, психологическая, техническая и экстремальная (способность и готовность к деятельности во внезапно усложнившихся условиях). Анкетирование студентов позволило выявить профессиональные дефициты в области применения дистанционных образовательных технологий, среди которых ожидаемо преобладали методические аспекты организации дистанционного учебного процесса. Между тем, значительное число студентов отметили недостаточную сформированность специфических цифровых навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения. Среди отмеченных студентами профессиональных дефицитов важно особо выделить такие, как организация групповой работы в дистанционном формате (как в методическом, так и в техническом аспектах); организация работы с родителями; тайм менеджмент педагога. Вышесказанное обуславливает важность целенаправленной работы по формированию соответствующих умений будущих педагогов в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», содержание которой сформировано с учетом результатов исследования.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы подготовки будущих учителей; корректировки содержания программ учебных дисциплин.
Об авторе
М. В. КузьменкоРоссия
Мария Викторовна Кузьменко, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии
Петрозаводск
Список литературы
1. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 4–17. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-4-17.
2. Кузьменко М.В. Цифровая трансформация образования: эффекты, уроки и перспективы дистанционного обучения глазами учителей. Педагогическое образование в Республике Карелия: опыт поколений и перспективы развития // Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования в Республике Карелия. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2021. С. 151–156.
3. Скибицкий Э.Г., Яхина Е.П. Проектирование педагогически полезного дидактического обеспечения дистанционного обучения // Инновации в образовании. 2021. № 3. С. 118–127.
4. Марцева С.В. Дистанционное обучение в начальной школе: проблемы, особенности и перспективы // Известия Института педагогики и психологии образования. 2018. № 2. С. 191–196.
5. Милютина А.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н. Подготовка студентов к работе с младшими школьниками по русскому языку в условиях дистанционного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 129–138. DOI: 10.25588/CSPU.2021.161.1.007.
6. Дивисенко Л.Я., Сочивко О.И. К вопросу о дистанционном обучении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 11(201). С. 123–126. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p123-126.
7. Хрипункова О.В. Актуальность профессиональной подготовки будущих педагогов к дистанционному обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 108–110.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н [Электрон. ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. (Дата обращения: 21.11.2022).
9. Колыхматов В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(186). С. 156–160. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p156-160.
10. Попова Л. А. Один из подходов к формированию у будущих педагогов цифровых навыков необходимых для оказания дистанционной поддержки школьников // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 245–251.
11. Носова Л.С. Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134–154. DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.52.009.
12. Кобозева И.С., Чинякова Н.И., Борисов В.О. Формирование дистанционно-образовательной компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10(163). С. 137–142.
13. Фефелов С.В., Агаева А.В. Формирование готовности магистров педагогического образования к профессиональной деятельности по дистанционному обучению // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3(88). С. 285–287.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Педагогика, 1996. С. 35.
15. Громова Т.В. Личностно-профессиональная компетентность преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2022. № 3. С. 40–50. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11016.
16. Бабакова Т.А. Система заданий для самостоятельной учебной деятельности обучающихся как средство становления познавательной компетенции (на материале педагогических дисциплин) // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Т. 3(31). DOI: 10.15393/j5.art.2020.6047.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кузьменко М.В. Подготовка будущих педагогов к реализации дистанционного обучения школьников. Открытое образование. 2023;27(1):17-24. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-17-24
For citation:
Kuzmenko M.V. Preparing Future Teachers to Implement Distance Learning for Schoolchildren. Open Education. 2023;27(1):17-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-17-24