Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Модель организации дистанционного обучения студентов архитектурных специальностей

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-43-59

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации дистанционного образования для студентов архитектурных специальностей вузов. Проектирование модели дистанционного обучения, которая заключается в научном обосновании структуры и содержания дистанционной модели обучения для студентов архитектурных специальностей. Также в статье представлен анализ научной литературы, цель которого обобщение знаний в области дистанционного обучения и профессиональной подготовки применительно к архитектурному образованию. Проводился историографический анализ проблемы, уточнялся категориальный аппарат исследования и терминологическая база, выявлялись критерии и показатели сформированности подготовки студентов-архитекторов к профессиональной деятельности в процессе дистанционного обучения.
Проблема заключается в научном обосновании структуры и содержания дистанционной модели обучения для студентов архитектурных специальностей вузов.
Целью настоящей работы является разработка и научно-педагогическое обоснование модели дистанционного обучения для подготовки студентов архитектурных специальностей.
Методы исследования. Для проверки исходных положений и достижения поставленных задач на разных этапах исследования применялись: теоретические методы: анализ нормативных документов и психолого-педагогической литературы, историко-педагогический анализ).
В основной части статьи раскрывается модель дистанционного обучения для подготовки студентов архитектурных специальностей. Модель дистанционного обучения включает следующие блоки: целевой, включающего в себя цель организации дистанционного обучения для подготовки студентов архитектурных специальностей; методологический, включающего системно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный подходы и соответствующие им принципы; содержательный, включающий в себя компоненты готовности: (мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, творческий, оценочно-рефлексивный), а также педагогические условия: создание положительной мотивации к обучению, наличие учебной коммуникации, совершенствование готовности студента к применению технологий дистанционного обучения, обеспечивающий этапы обучения: информационно-теоретический, практико-ориентированный, интеграционный; организационно-процессуальный, включающего организационные формы дистанционного обучения для подготовки студентов архитектурных специальностей вузов: синхронные, асинхронные; методы дистанционного обучения; средства; технологии обучения; диагностический, включающего критерии и показатели: мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического, творческого, оценочно-рефлексивного, а также уровни: рецептивный, рецептивно-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный, творческий; результативного – включающие результаты организации дистанционного обучения для подготовки студентов архитектурных специальностей.
Заключение. Уточнено понятие подготовки студентов архитектурных специальностей вузов. Подготовка студентов – архитекторов к профессиональной деятельности в процессе дистанционного обучения представляет собой педагогический процесс, направленный на организацию работы студентов – архитекторов, способствующей развитию мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического, творческого, оценочно-рефлексивного компонентов. Разработана модель дистанционного обучения для студентов архитектурных специальностей, характеризующаяся согласованностью, устойчивостью и интегративностью ее составных компонентов: целевого; методологического; содержательного, организационно-процессуального, диагностического и результативного. Раскрыто понятие модели дистанционного обучения. Расширены представления о дистанционном обучении, результаты и выводы вносят определенный вклад в теорию дистанционного обучения в части, касающейся использования возможностей дистанционного обучения для организации образовательного процесса в архитектурном вузе. Описана модель дистанционного обучения для студентов архитектурных специальностей.

Об авторе

Е. А. Дьячкова
Московский информационно-технологический университет Московский архитектурно-строительный институт
Россия

Елена Алексеевна Дьячкова - преподаватель кафедры архитектуры и дизайна

Москва



Список литературы

1. Сидоров С.В. Модели обучения [Электрон. ресурс] // Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: http://si-sv.com/publ/modeli_obuchenija/14-1-0-506. (Дата обращения: 15.08.2022).

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.

3. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 302 с.

4. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2005. 170 с.

5. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2.

6. Муравьева Г.Е. Игровые технологии. Волгоград: Учитель, 2009. 29 с.

7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. 1966.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

9. Раев А.И. Психологические вопросы программированного обучения. Ленинград: Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1971. 95 с.

10. Вершловский С.Г. Рабочая книга андрагога. СПб.: Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 1998. 197 с.

11. Змеёв С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕРСЭ, 2007. 270 с.

12. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. М.: Вита-Пресс, 2000. 122 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

14. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.

15. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.

16. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

17. Гузеев В.В. Технологии. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

18. Де Калувэ Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. Под ред. А.Н.Зайцева. Калуга: Калужский институт социологии, 1993. 239 с.

19. Приказ Минобрнауки России от 21 мая 2016 г. № 463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата)» [Электрон. ресурс] // СПС «Гарант». Режим доступа: https://base.garant.ru/71404488/. (Дата обращения: 23.04.2022).

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.

21. Лазарева М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза: диссертация … кандидата педагогических наук. М.: Московский гуманитарный университет, 2009. 186 с.

22. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: диссертация ... доктора педагогических наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2008. 438 с.

23. Козырева М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: диссертация … кандидата педагогических наук. Самара: Самарский государственный университет, 2009. 216 с.

24. Чичикин В.Т. Проблема сущности профессиональной готовности педагога // Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 114–118.

25. Дерновский, И.Д. Инновационные педагогические технологии. Киев: Академивидав, 2004. 352 с.

26. Тесленко В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2008. 380 с.

27. Белослудцева Н.В., Петунин О.В. Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2(18). С. 91–94.

28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.

29. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

30. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. 479 с.

31. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

33. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. 227 с.

34. Беседина И.В. Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2015. 221 с.

35. Смирнова Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград: Ленинградский университет, 1977. 136 с.

36. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. Москва, 1971. 70 с.

37. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: диссертация … доктора педагогических наук. Москва, 1999.


Рецензия

Для цитирования:


Дьячкова Е.А. Модель организации дистанционного обучения студентов архитектурных специальностей. Открытое образование. 2022;26(6):43-59. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-43-59

For citation:


Dyachkova E.A. Model of Organization of Distance Learning for Students of Architectural Specialties. Open Education. 2022;26(6):43-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-43-59

Просмотров: 563


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)