Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15
Аннотация
Актуальность. Создание и поддержка открытых онлайн-школ для обучения иностранных граждан на русском языке входит в комплекс мероприятий государственной программы «Развитие образования», реализуемых под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации. Популяризация Российского высшего образования, возможность последующего трудоустройства на территории России привлекают в российские ВУЗы всё возрастающее количество иностранных студентов, которые стремятся как можно быстрее не только освоить русский язык, но и приобщиться к культурным и духовным ценностям нашей страны. Применение технологий разработки и реализации массовых открытых онлайн-курсов, как эффективного механизма повышения открытости и доступности образования, позволяет создать условия для продвижения русского языка на основе организации курсов открытого образования по русскому языку и российской культуре.
Целью настоящей работы является разработка и научно-педагогическое обоснование эффективности открытой онлайн-школы дополнительного образования на русском языке для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за её пределами, с возможностью самостоятельной записи на курсы и выбора индивидуального маршрута обучения.
Материалы и методы. Теоретической основой нашей работы выступают концепции непрерывного образования, принципы образования взрослых, подходы к использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, принципы и подходы к разработке и реализации массовых онлайн-курсов. На начальном этапе обосновывалась актуальность и практическая значимость создания онлайн-школы, разрабатывались концепция данного ресурса, его содержательная составляющая, создавался проект образовательной платформы. На втором этапе осуществлялась дизайнерская разработка технологической платформы и создавался образовательный контент онлайн-курсов с применением максимального разнообразия форм представления учебного материала и учёта принципов эргономики работы пользователя с электронным контентом. На третьем этапе на основе опросов и обработки статистических данных определялась оценка эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности иностранными гражданами.
Результаты. В статье представлены результаты проектирования, разработки и апробации функциональности открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей». Рассматриваются концепция, принципы и форматы организации данного виртуального пространства. Приводятся результаты апробации созданного пакета онлайн-курсов на основе статистических данных об их участниках, анализа их рефлексивных отзывов, позволяющие судить о востребованности и актуальности данного ресурса.
Заключение. Бесплатность и открытость курсов онлайн-школы, возможность обучаться в удобное время и получать личностно-значимое дополнительное образование на русском языке, необходимое для комфортного проживания в России, привлекает иностранных студентов, получающих российское образование. Полученные нами в результате апробации образовательной платформы статистические данные позволяют сделать вывод о востребованности разработанного ресурса, а конкретизация структурно-содержательного контента онлайн-школы и описание технологического процесса её создания могут быть полезны разработчикам подобных ресурсов.
Об авторах
Н. И. ГородецкаяРоссия
Наталья Ивановна Городецкая, К.п.н., доцент, доцент центра электронного обучения (учебно-методический)
Нижний Новгород
И. Е. Белоцерковская
Россия
Ирина Ефимовна Белоцерковская, К.ф-м.н., доцент центра электронного обучения (учебно-методический)
Нижний Новгород
Т. В. Туманова
Россия
Татьяна Владимировна Туманова, Руководитель центра электронного обучения (учебно-методический)
Нижний Новгород
Н. Б. Щербакова
Россия
Наталья Борисовна Щербакова, Главный специалист центра электронного обучения (учебно-методический)
Нижний Новгород
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа:
2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lcvxbaluv228438384(Дата обращения 10.03.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электрон. ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ukaz_203.pdf. (Дата обращения 10.03.2023).
4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Приложение № 13, п.4) [Электрон. ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. Режим доступа:
5. https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/. (Дата обращения 10.03.2023).
6. Husen T. Education and the Global Concern. Oxford: Pergamon Press. 1990.
7. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017;2: 157-161.
8. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980.
9. Змеёв С. И. Технология обучения взрослых : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000- Педагогика и психология, 033400- Педагогика. М.: Academia; 2002:126.
10. Колесникова И.А. (ред.), Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Академия; 2005:288.
11. Андреев А.А, Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология организации. М.: МЭСИ; 1999:196.
12. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования. // Педагогика. 2004;6:11-20.
13. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005;4:25-33.
14. Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалаускайте Е.Ю. Принципы создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов начального уровня. // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2019;4:73-78. https://www.gramota.net/materials/4/2019/4/12.html
15. Бондаренко В. А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей). // Молодой ученый. 2020;39(329):185-187. https://moluch.ru/archive/329/73787/
16. Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? Открытое образование. 2022;26(6):11-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-11-21
17. Соловова Н.В., Дмитриев Д.С., Суханкина Н.В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие. Самара : Издательство Самарского университета. 2020:128. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=611255
18. Азимов Э.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении русскому языку как иностранному: преимущества и проблемы. Право и образование. 2018;10:38-48.
19. Солодов А. В., Прокубовская А. О., Чубаркова Е. В. Массовые открытые онлайн-курсы — особенности и перспективы. В сб.: Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург : Издательство РГППУ. 2018:433-439. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25489/1/nito_2018_059.pdf
20. Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования. Сибирский педагогический журнал. 2018;4: 67-73 https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya
21. Куновски М. Н., Диневич И. А., Майерс Г. Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному. Язык и куль¬ту¬ра. 2021;54:224–242.
22. Ганзюкова О. Ю. Массовые открытые онлайн-курсы в современной образовательной среде. Наука, образование и культура. 2020;8(52):38-40.
23. Программа Всероссийского семинара «Организация проведения и результативность мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка, проводимых при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году». [Электронный ресурс] // Верконт. Режим доступа: https://grant.vercont.ru/event/57 (Дата обращения 10.03.2023)
24. Ширинкина Е.В. Развитие массовых открытых онлайн-курсов в цифровой среде. Экономика образования. 2020;1:38-45.
25. Федеральный закон от 14.07.2022 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:
26. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140110?index=0&rangeSize=1 (Дата обращения 10.03.2023)
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 3 октября 2014 г. N 1304 г. Москва "Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке" [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. Режим доступа:
28. https://minjust.consultant.ru/documents/12275?ysclid=lcvxkyuk65353823025
29. (Дата обращения 10.01.2023)
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Городецкая Н.И., Белоцерковская И.Е., Туманова Т.В., Щербакова Н.Б. Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке. Открытое образование. 2023;27(2):4-15. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15
For citation:
Gorodetskaya N.I., Belotserkovskaya I.E., Tumanova T.V., Sherbakova N.B. Design and Development of Information Content of an Open Online School for Foreign Citizens in Russian. Open Education. 2023;27(2):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15