Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15

Аннотация

Актуальность. Создание и поддержка открытых онлайн-школ для обучения иностранных граждан на русском языке входит в комплекс мероприятий государственной программы «Развитие образования», реализуемых под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации. Популяризация Российского высшего образования, возможность последующего трудоустройства на территории России привлекают в российские ВУЗы всё возрастающее количество иностранных студентов, которые стремятся как можно быстрее не только освоить русский язык, но и приобщиться к культурным и духовным ценностям нашей страны. Применение технологий разработки и реализации массовых открытых онлайн-курсов, как эффективного механизма повышения открытости и доступности образования, позволяет создать условия для продвижения русского языка на основе организации курсов открытого образования по русскому языку и российской культуре.

Целью настоящей работы является разработка и научно-педагогическое обоснование эффективности открытой онлайн-школы дополнительного образования на русском языке для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за её пределами, с возможностью самостоятельной записи на курсы и выбора индивидуального маршрута обучения.

Материалы и методы. Теоретической основой нашей работы выступают концепции непрерывного образования, принципы образования взрослых, подходы к использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, принципы и подходы к разработке и реализации массовых онлайн-курсов. На начальном этапе обосновывалась актуальность и практическая значимость создания онлайн-школы, разрабатывались концепция данного ресурса, его содержательная составляющая, создавался проект образовательной платформы. На втором этапе осуществлялась дизайнерская разработка технологической платформы и создавался образовательный контент онлайн-курсов с применением максимального разнообразия форм представления учебного материала и учёта принципов эргономики работы пользователя с электронным контентом. На третьем этапе на основе опросов и обработки статистических данных определялась оценка эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности иностранными гражданами.

Результаты. В статье представлены результаты проектирования, разработки и апробации функциональности открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей». Рассматриваются концепция, принципы и форматы организации данного виртуального пространства. Приводятся результаты апробации созданного пакета онлайн-курсов на основе статистических данных об их участниках, анализа их рефлексивных отзывов, позволяющие судить о востребованности и актуальности данного ресурса.

Заключение. Бесплатность и открытость курсов онлайн-школы, возможность обучаться в удобное время и получать личностно-значимое дополнительное образование на русском языке, необходимое для комфортного проживания в России, привлекает иностранных студентов, получающих российское образование. Полученные нами в результате апробации образовательной платформы статистические данные позволяют сделать вывод о востребованности разработанного ресурса, а конкретизация структурно-содержательного контента онлайн-школы и описание технологического процесса её создания могут быть полезны разработчикам подобных ресурсов.

Об авторах

Н. И. Городецкая
Нижегородский институт развития образования
Россия

Наталья Ивановна Городецкая, К.п.н., доцент, доцент центра электронного обучения (учебно-методический)

Нижний Новгород



И. Е. Белоцерковская
Нижегородский институт развития образования
Россия

Ирина Ефимовна Белоцерковская, К.ф-м.н., доцент центра электронного обучения (учебно-методический)

Нижний Новгород



Т. В. Туманова
Нижегородский институт развития образования
Россия

Татьяна Владимировна Туманова, Руководитель центра электронного обучения (учебно-методический)

Нижний Новгород



Н. Б. Щербакова
Нижегородский институт развития образования
Россия

Наталья Борисовна Щербакова, Главный специалист центра электронного обучения (учебно-методический)

Нижний Новгород



Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа:

2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lcvxbaluv228438384(Дата обращения 10.03.2023).

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электрон. ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ukaz_203.pdf. (Дата обращения 10.03.2023).

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Приложение № 13, п.4) [Электрон. ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. Режим доступа:

5. https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/. (Дата обращения 10.03.2023).

6. Husen T. Education and the Global Concern. Oxford: Pergamon Press. 1990.

7. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017;2: 157-161.

8. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980.

9. Змеёв С. И. Технология обучения взрослых : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000- Педагогика и психология, 033400- Педагогика. М.: Academia; 2002:126.

10. Колесникова И.А. (ред.), Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Академия; 2005:288.

11. Андреев А.А, Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология организации. М.: МЭСИ; 1999:196.

12. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования. // Педагогика. 2004;6:11-20.

13. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005;4:25-33.

14. Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалаускайте Е.Ю. Принципы создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов начального уровня. // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2019;4:73-78. https://www.gramota.net/materials/4/2019/4/12.html

15. Бондаренко В. А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей). // Молодой ученый. 2020;39(329):185-187. https://moluch.ru/archive/329/73787/

16. Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? Открытое образование. 2022;26(6):11-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-6-11-21

17. Соловова Н.В., Дмитриев Д.С., Суханкина Н.В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие. Самара : Издательство Самарского университета. 2020:128. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=611255

18. Азимов Э.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении русскому языку как иностранному: преимущества и проблемы. Право и образование. 2018;10:38-48.

19. Солодов А. В., Прокубовская А. О., Чубаркова Е. В. Массовые открытые онлайн-курсы — особенности и перспективы. В сб.: Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург : Издательство РГППУ. 2018:433-439. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25489/1/nito_2018_059.pdf

20. Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования. Сибирский педагогический журнал. 2018;4: 67-73 https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya

21. Куновски М. Н., Диневич И. А., Майерс Г. Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному. Язык и куль¬ту¬ра. 2021;54:224–242.

22. Ганзюкова О. Ю. Массовые открытые онлайн-курсы в современной образовательной среде. Наука, образование и культура. 2020;8(52):38-40.

23. Программа Всероссийского семинара «Организация проведения и результативность мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка, проводимых при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году». [Электронный ресурс] // Верконт. Режим доступа: https://grant.vercont.ru/event/57 (Дата обращения 10.03.2023)

24. Ширинкина Е.В. Развитие массовых открытых онлайн-курсов в цифровой среде. Экономика образования. 2020;1:38-45.

25. Федеральный закон от 14.07.2022 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:

26. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140110?index=0&rangeSize=1 (Дата обращения 10.03.2023)

27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 3 октября 2014 г. N 1304 г. Москва "Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке" [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. Режим доступа:

28. https://minjust.consultant.ru/documents/12275?ysclid=lcvxkyuk65353823025

29. (Дата обращения 10.01.2023)


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Городецкая Н.И., Белоцерковская И.Е., Туманова Т.В., Щербакова Н.Б. Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке. Открытое образование. 2023;27(2):4-15. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15

For citation:


Gorodetskaya N.I., Belotserkovskaya I.E., Tumanova T.V., Sherbakova N.B. Design and Development of Information Content of an Open Online School for Foreign Citizens in Russian. Open Education. 2023;27(2):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)