APPLICATION OF FUZZY COGNITIVE MAPS FOR DEVELOPMENT THE WORK CURRICULUM OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION BASED ON THE CURRICULUM
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-2(103-66-71
Abstract
Application of the approach of cognitive maps for supporting development the work curriculum of an institute of higher education is considered. Using fuzzy cognitive maps (FCM) for formalization of opinion of an expert is offered. Using results of q-analysis of FCM and Knapsack problem for optimization the process of development the curriculum is offered.
About the Authors
Galina O. ArtemovaRussian Federation
Ph.D. of Engineering Science
Tel.: (812) 232-8645
www.ifmo.ruNataliya F. Gusarova
Russian Federation
Ph.D. of Engineering Science
Tel.: (812) 232-8645
Igor Yu. Kotciuba
Russian Federation
the Department of Intellectual Technologies in Humanitarian Sphere
Magister
Tel.: (812) 232-8645
References
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация (степень) «магистр»).
2. Воробьева Н.А., Носков С.И. Программное обеспечение для автоматизации процесса разработки учебных планов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6.
3. Глущенко А.И. Информационная система принятия решений по формированию индивидуальных учебных планов // Управление большими системами: сборник трудов. – 2006. – № 15.
4. Бабкина О.М., Бабкин Е.А. Об оптимизации учебных планов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2006. – № 7. – С. 19–20.
5. Дроздов Н.А. Оптимизация учебных планов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2008. – № 16. – С. 95–97.
6. Найханова В.А., Дамбаева С.В. Методы и алгоритмы принятия решений в управлении учебным процессом в условиях неопределенности: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 164 с.: ил.
7. Харитонов И.М. Алгоритм формирования учебного плана с применением методики формализованного представления учебной дисциплины (на примере дисциплины «моделирование систем») // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. – 2011. – № 2. – С. 178–185.
8. Абрамова Н.А., Коврига С.В. Некоторые критерии достоверности моделей на основе когнитивных карт // Проблемы управления. – 2008. – № 6.
9. Семенов И. О. Методы и средства моделирования электронных учебных курсов: автореф. дис. … канд. техн. наук. – Петрозаводск, 2013. – 23 с.
10. Ерохин Д.В. Моделирование инновационного механизма предприятия с применением нечетких когнитивных карт / Д.В. Ерохин, Д.Г. Лагерев, Е.А. Ларичева, А.Г. Подвесовский // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 3.
11. Кузьмин A.M. Метод Дельфи // Методы менеджмента качества. – 2008. – № 4.
12. Горелова Г.В., Масленникова А.В. Имитационное моделирование на основе когнитивной методологии и системной динамики, анализ системы «Юг России» // Материалы научно-практической конференции «Системный анализ в экономике». – М.: ЦЭМИ РАН, 2012. – С. 54.
13. Горелова Г.В., Мельник Э.В. О возможности анализа и синтеза структур отказоустойчивых распределенных информационно-управляющих систем, основанных на когнитивном подходе // Искусственный интеллект. – 2008. – С. 638–644.
14. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность, катастрофы. – М.: Мир, 1982.
15. Романов В.Н. Системный анализ для инженеров. – СПб.: СЗГЗТУ, 2006. – 186 с.
16. Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю. Механизм оценки педагогической полезности дидактического обеспечения подготовки специалистов в техническом вузе. Инновации в образовании. – 2009. – № 2. – С. 54–60.
17. Топоркова О.М. Полезность информации и рациональная организация учебного процесса // Ученые записки ИИО РАО. – 2008. – № 27. – С. 10–15.
18. Гуськова М.Ф. Полезность образовательной услуги // Вестник экономической интеграции. – 2007. – № 1. – С. 96–101.
19. Образовательный стандарт высшего профессионального образования НИУ ИТМО по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация (степень) «магистр»).
20. Вагнер Г. Основы исследования операций: пер. с англ. – М.: Мир, 1972. Т. 1, Приложение I.2. Решение задачи о назначениях.
Review
For citations:
Artemova G.O., Gusarova N.F., Kotciuba I.Yu. APPLICATION OF FUZZY COGNITIVE MAPS FOR DEVELOPMENT THE WORK CURRICULUM OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION BASED ON THE CURRICULUM. Open Education. 2014;(2(103):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-2(103-66-71