ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В работе рассмотрена оригинальная модель проверки качества компетентностного обучения, основанная на оценки латентных переменных, в том числе и в динамике, и предлагаются методики организации групповых занятий с оценкой их качества.
В статье рассматривается математическая модель процесса восстановления данных в информационных с системах. Предлагается метод оптимизации периода регенерации копии базы данных, используемой при восстановлении информации.
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
В статье рассмотрены некоторые математические задачи, связанные с часами. Показано, как можно использовать часы на занятиях по математике для иллюстрации некоторых математических задач.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
В статье рассматривается роль личности преподавателя в мотивации работы студентов в системах электронного обучения. В результате анализа делается вывод о том, что роль личности преподавателя не элиминируется, не подменяется электроникой, а переходит в несколько иную форму, оставаясь при этом одним из главных факторов мотивации эффективной работы студентов в процессе обучения.
В статье предложен метод, позволяющий проанализировать риски снижения качества профессиональной подготовки на основе разработанной когнитивной карты (взвешенного ориентированного графа концептов и связей между ними), формализующей экспертные оценки. Описывается реализация предложенного метода в рамках информационно-аналитической системы мониторинга качества как подсистемы общей информационной системы образовательного учреждения.
Данная статья посвящена вопросам оценки профессиональных компетенций студентов с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода. При этом приводятся этапы формирования профессиональной компетенции, строится онтологическая модель междисциплинарных связей в процессе её развития, приводится пример оценки уровня компетентности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В статье предлагается концепция организации информационного пространства выпускающей кафедры вуза на основе функционально насыщенного веб-портала. Обсуждены возможности повышения эффективности процесса обучения, как на стадии формирования ресурсов, так и в оперативной фазе на основе использования современных средств управления информационными потоками.
В статье рассматриваются вопросы разработки компетентностно-ориентированных учебных планов на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов. В этой связи делается попытка сформулировать обобщенную модель информационно-образовательного пространства и разработать на её основе технологию формирования учебного плана.
В статье предложена концепция информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения информационным технологиям, позволяющая выстроить индивидуальные траектории обучения с учетом быстрых изменений потребностей рынка труда. В состав ИОС включены информационно-аналитические сервисы, позволяющие в режиме реального времени получить список наиболее востребованных позиций и связанных с ними информационных технологий и компетенций. Предложена стратегия создания ИОС на базе Института системного анализа и управления Университета «Дубна».
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рассматривается применение когнитивного подхода для поддержки разработки рабочего учебного плана высшего учебного заведения на основе учебного плана. Для формализации мнения эксперта предлагается использовать нечеткие когнитивные карты (НКК). Для оптимизации процесса составления рабочего учебного плана на основе учебного плана предлагается использовать результаты q-анализа НКК, а также решение ранцевой задачи для НКК.
В работе рассмотрены функциональные возможности ряда сервисов интернета для создания авторских видео материалов учебного назначения, которые могут применяться как средства дистанционных аудиовизуальных технологий.
В работе рассматриваются проблемы автоматического анализа, оценки и выдачи подсказки обучаемому в вопросах, ответом на которые является корректное предложение на изучаемом языке, в котором важен порядок слов (лексем). Для решения проблемы предложено решение на основе комбинации лексического анализа и анализа при помощи редакционных расстояний, которое реализовано в виде модуля к популярной системе дистанционного образования Moodle. Этот модуль полезен при изучении языков программирования и английского языка как иностранного.
ISSN 2079-5939 (Online)