Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Восприятие пространства в традиционном и виртуальном классе

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-13-22

Аннотация

Статья посвящена изучению образовательного контекста и его параметров для достижения наиболее эффективной траектории обучения. Цель статьи – исследовать восприятие физического пространства в традиционном классе и виртуального пространства при обучении онлайн. Изучение данной проблематики основывается на психологическом основании восприятия виртуального пространства как модели физического пространства и на понимании важности данной сферы исследования в связи с развитием дистантных форм получения образования, однако, вопросы функционирования виртуального пространства в восприятии обучаемых и его влияние на эффективность обучения до сих пор остается неизученной. Между тем понимание особенностей восприятия может помочь скорректировать процесс обучения в зависимости от того, какая форма обучения выбирается: обучение в традиционном классе, где обучаемые находятся в реальном физическом пространстве, обучение в условиях виртуальной среды или в гибридной форме.

Материалы и методы. В качестве теоретической основы сопоставления характеристик физического и виртуального пространства выступают исследования, которые акцентируют внимание на значимости пространственной организации при организации обучения. Психологический подход к восприятию пространства позволяет опираться на механизм переноса физических характеристик пространства в виртуальную среду и определить возможность сопоставления, прежде всего, в аксиологическом плане. Исследование проводилось в условиях обучения в высшей школе. Студентам высшего учебного заведения была предложена анкетирование, результаты которого были обработаны с помощью статистического метода. Количественные тенденции затем были интерпретированы в приложении к процессу обучения. Эксперимент проводился в три этапа (анкетирование, статистическая обработка, интерпретация результатов), каждый из которых раскрывал новые аспекты исследуемой проблематики.

Результаты. Исследование показывает, что существует механизм метафоризации, который позволяет обучаемому воспринимать пространство виртуального класса в тех же терминах, что и физическое пространство традиционного класса. В то же время, сопоставление статистических данных указывает на очевидные черты различия в восприятии пространства обучаемого в традиционном и виртуальном классе. Особенно это касается таких параметров как открытость, свобода передвижения и соотношение участников образовательного пространства, что свидетельствует о разных условиях обучения, детерминирующих выбор методов и приемов преподавания в традиционном контексте и в виртуальной образовательной среде. Обсуждение результатов статистического анализа позволяет сделать выводы о разном образовательном потенциале виртуального и физического пространства класса, о важности социализации и различных приемах ее создания в образовательном процессе.

Заключение. Проведенное исследование показывает необходимость дальнейшего изучения пространства в образовательном контексте, необходимость учитывать его параметры для разработки виртуальных курсов. Также результаты исследования показывают значимость пространственных характеристик для успешности обучения, для создания комфортной образовательной среды. Полученные данные могут быть востребованы при разработке и совершенствовании онлайн курсов, позволит избежать ошибок при их планировании.

Об авторе

Т. Г. Никитина
Поволжская академия образования и исскусств им. Св. Алексия, Митрополита Московского
Россия

Татьяна Германовна Никитина - К.ф.н., доцент, доцент кафедры зарубежной филологии, 

г. Тольятти.



Список литературы

1. Duncanson E. Lasting Effects of Creating Classroom Space: A Study of Teacher Behavior. // Educational Planning. 2014, vol. 21, no. 3, pp. 29-40. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1208554.pdf (дата обращения: 26.03.2022).

2. Granito V. J., Santana M. E. Psychology of Learning Spaces: Impact on Teaching and Learning // Journal of Learning Spaces, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 1-22. DOI: https://doi.org/10.1037/e623792013-001.

3. Knaub A.V., Foote K.T., Henderson C., Dancy M., Beichner R. J. Get a Room: The Role of Classroom Space in Sustained Implementation of Studio Style Instruction. // International Journal of STEM Eduction. 2016, vol. 3, no. 8. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-016-0042-3.

4. Willermark S., Sigridur A., Islind S. Seven Educational Affordances of Virtual Classrooms // Computers and Education Open. 2022, vol. 12, no. 3, pp. 1–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2022.100078.

5. Авдеева А. П., Сафонова Ю. А. Коммуникативное пространство дистанционного обучения студентов вуза // Вестник ГУУ. 2021, №3, С. 162-167. DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-162-167.

6. Карпова Е. В. К вопросу о восприятии пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2009, № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 34-36 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vospriyatii-prostranstva (дата обращения: 26.03.2023).

7. Banyard Ph., Underwood J. Understanding the Learning Space. // eLearning Papers. 2008, vol. 9. URL: https://www.researchgate.net/publication/28264174_Understanding_the_learning_space (дата обращения: 26.03.2023).

8. Sedgwick, H. A. J. J. Gibson’s “Ground Theory of Space Perception”. // I-Perception. 2021, vol. 12, no. 3, pp.1-53. DOI: https://doi.org/ 10.1177/20416695211021111.

9. Parkinson C., Wheatley T. Old Cortex, New Contexts: Re-Purposing Spatial Perception For Social Cognition // Frontiers in Human Neuroscience. 2013, vol. 7. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00645.

10. Мадрацо Л., Коста Г. In-space: обучение приданию пространству формы // AMIT. 2007. №1 (1), С. 1-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/in-space-obuchenie-pridaniyu-prostranstvu-formy (дата обращения: 26.07.2023).

11. Le Blanc A., Bunt J., Petch J., Kwok Y. The Virtual Learning Space: An Interactive 3D Environment. // DBLP Conference: Proceeding of the Tenth International Conference on 3D Web Technology, Web3D 2005, Bangor, UK, March 29 - April 1, 2005, pp. 93-102. DOI: https://doi.org/10.1145/1050491.1050505.

12. Sköld, O. The Effects of Virtual Space On Learning: A Literature Review. // First Monday. 2012., vol. 17, no.1. DOI: https://doi.org/10.5210/fm.v17i1.3496

13. Майорова О. А., Майоров А. П. Учебное языковое пространство в условиях институционального обучения // Вестник Башкирского университета. 2009.б Т. 14, №21, С. 132-135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnoe-yazykovoe-prostranstvo-v-usloviyah-institutsionalnogo-obucheniya (дата обращения: 26.07.2023).

14. Carrie A. Virtually the Same?: Student Perceptions of the Equivalence of Online Classes to Face-to-Face Classes //MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, 2014, vol. 10, no. 3, pp. 489. URL: https://jolt.merlot.org/vol10no3/Platt_0914.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

15. Муравьева, А. А., Олейникова О. Н., Аксенова Н. М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017, Том 21, №3, С. 92-99. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.041.

16. Dickinson K.J., Caldwell K.E., Graviss E.A., Winer J.H., Pei K.Y. Perceptions And Behaviors Of Learner Engagement With Virtual Educational Platforms // The American Journal of Surgery, 2022, vol. 1, pp. 371-374, DOI: https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2022.02.043.

17. Struch J. Tensions in a Class Space: An Exploration of the Academic Writing Class as a Site of Cognitive (In)justices. // Annual Review of Interdisciplinary Justice Research. 2017, vol. 6, pp. 40-64. URL: https://www.researchgate.net/publication/316853478_Tensions_in_a_Class_Space_An_Exploration_of_the_Academic_Writing_Class_as_a_Site_of_Cognitive_Injustices (дата обращения: 26.07.2023).

18. Bailenson J. N., Yee N., Blascovich J. , Beall A. C., Lundblad N., Jin M. The Use of Immersive Virtual Reality in the Learning Sciences: Digital Transformations of Teachers, Students, and Social Context // The Journal of The Learning Sciences, vol. 17, 2008, pp. 102–141, DOI: 10.1080/10508400701793141.

19. Talbert R., Mor-Avi A. A Space for Learning: An Analysis of Research on Active Learning Spaces // Heliyon. 2019, vol. 5, no. 12, e02967, DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02967.

20. Ellis R.A., Goodyear P. Models of Learning Space: Integrating Research on Space, Place and Learning in Higher Education. // Review of Education. 2016, vol. 4, pp. 149-191. DOI: https://doi.org/10.1002/rev3.3056

21. Zanjani A., Hilscher M., Cupchik, G. The Perception of Virtual Residential Spaces // Empirical Studies of the Arts, 2016, vol. 34, pp.53-73. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0276237415621186.

22. Ahmadova R., Isfandiyar G. Interpretation of Space through Metaphors. //Advances in Social Sciences. 2018, vol.5, No.10, pp. 590-596. DOI: https://doi.org/10.14738/assrj.510.5375.

23. Lakoff, G. The Contemporary Theory of Metaphor. In: Metaphor and Thought. A. Ortony (ed.). Cambridge: Cambridge University Press; 1993: 202–251.

24. Zaal, F., Bootsma, R. Virtual Reality as a Tool for the Study of Perception-Action: The Case of Running to Catch Fly Balls // Teleoperators and Virtual Environments. 2011, vol. 20, no. 1, pp. 93-103. URL: https://research.rug.nl/en/publications/virtual-reality-as-a-tool-for-the-study-of-perception-action-the- (дата обращения: 22.07.2023).

25. Миньяр-Белоручев К. В. Проблемы психологического восприятия пространства и времени в историческом процессе // Национальный психологический журнал. 2015. №2 (18), C. 87-94. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2015.0209.

26. Ling Y., Nefs H.T., Brinkman W.P., Qu C., Heynderickx I. The Effect of Perspective on Presence and Space Perception. // PLOS ONE. 2013, vol. 8, no. 11, e78513. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0078513.

27. Нуртдинова Л. Р., Гуреев М. В., Крутская С. В. Принципы проектирования виртуальных сред в образовательном пространстве и психологические особенности их восприятия обучающимися // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2018. №1 (37), С. 123-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-virtualnyh-sred-v-obrazovatelnom-prostranstve-i-psihologicheskie-osobennosti-ih-vospriyatiya (дата обращения: 22.07.2023).

28. Назаров Е. С. Имитационная виртуальная среда как особое образовательное пространство: двойственность природы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. №1, С. 162-167. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-162-167.

29. Jin S., Peng L. Classroom Perception in Higher Education: The Impact of Spatial Factors on Student Satisfaction in Lecture versus Active Learning Classrooms. // Frontiers of Psychology. 2022, vol. 13, 941285. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.941285.

30. Alqirnas, H. Students' Perception of Virtual Classrooms as an Alternative of Real Classes. // International Journal of Education and Information Technologies. 2021, vol. 14, pp. 153-161. DOI: https://doi.org/10.46300/9109.2020.14.18.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Т.Г. Восприятие пространства в традиционном и виртуальном классе. Открытое образование. 2023;27(5):13-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-13-22

For citation:


Nikitina T.G. Perception of Space in the Traditional and Virtual Classroom. Open Education. 2023;27(5):13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-13-22

Просмотров: 335


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)