Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Цифровая трансформация системы высшего образования: направления и риски

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-42-51

Аннотация

решений. Трансформационные преобразования происходят на организационном, технологическом, нормативно-правовом уровнях управления. Каждое из направлений влияет на особенности функционирования и развития системы высшего образования, но в процессе их реализации возникают отклонения и риски, которые необходимо если не устранить, то хотя бы минимизировать. В статье описываются четыре основных направления развития: техническое, технологическое, инструментальное и образовательное, а также выделены типы рисков, связанные с каждым из описанных направлений.

Материалы и методы. В работе был использован комплекс методов: библиографический (подбор статей по ключевым словам); библиометрический (количественные характеристики по временным параметрам); контент-анализ (способ изучения содержания статей); оценка запросов по ключевым словам с использованием сервисов сети Интернет.

Результаты. Анализ запросов по ключевым словам показал, что интерес к вопросам цифровизации и цифровой трансформации высшего образования возник позже, чем к системе общего среднего образования. Существует тенденция адаптации успешных моделей цифровизации среднего образования и бизнес-сфер к деятельности системы высшего образования. Без учета особенностей функционирования и развития системы высшего образования можем получить негативные последствия, выраженные в разных типах рисков. В работе выделены финансовые, форм-мажорные, технологические, операционные, стратегические, когнитивные и социальные риски.

Заключение. Одной из ключевых проблем, выделенных в процессе анализа наработок в сфере цифровой трансформации системы образования, является рассмотрение цифровизации как средства, а не как катализатора системных изменений во всех сферах деятельности. Точечные решения не позволят полностью реализовать потенциал цифровых решений. При рассмотрении проблем цифровизации и цифровой трансформации системы высшего образования часто ориентируются на успешные модели в области среднего общего образования и/или бизнес-среды, что может способствовать формированию негативных последствий при адаптации подходов без учета собственной специфики.

Об авторе

А. Х. Шелепаева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Альбина Хатмулловна Шелепаева – кандидат педагогических наук, доцент Департамента  Бизнес-информатики

Москва



Список литературы

1. The Global sentiment survey 2021 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://donaldhtaylor.co.uk/research_base/global-sentiment-survey-2021/. (Дата обращения: 21.08.2022).

2. Dwivedi Y., Hughes L., Coombs C., Constantiou I., Duan Y., Edwards J. et al. Impact of COVID-19 pandemic on information management research and practice: Transforming education, work and life // Int. J. Inf.Manag. 2020. № 55. С. 102211. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102211.

3. Marinoni G., Van’t Land H., Jensen T. The Impact of Covid-19 on Higher Education Around the World. IAU Global Survey Report [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://www.iauaiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf

4. Morakanyane R., Grace A.A., O’Reilly P. Conceptualizing Digital Transformation in Business Organizations: A Systematic Review of Literature // BLED eConference. 2017. С. 427–443.

5. Роберт И.В., Мухаметзянов И. Ш., Лопанова Е. В. Цифровая трансформация образования: теория и практика. Омск: Омская гуманитарная академия, 2022. 180 с.

6. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования: монография / под ред. д.э.н, проф. С.Е. Прокофьева. М.: ИНФРА-М, 2023. 485 с. DOI: 10.12737/1901313.

7. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. 2005. № 2(1).

8. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 22(3). С. 61–73. DOI: 10.21686/1818-4243-2018-3-61-73

9. García-Morales VJ, Garrido-Moreno A and Martín-Rojas R. The Transformation of Higher Education After the COVID Disruption: Emerging Challenges in an Online Learning Scenario. Front. Psychol. 2021. № 12. С. 616059. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.616059.

10. Абросимова М. А. Проблема эффективности информационных ресурсов вуза // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 24.

11. Авдошин С. М., Песоцкая Е.Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками: Учебник [Электрон. ресурс]. М.: ДМК Пресс, 2018. 178 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/981985.

12. Zeuner C. Krisen? – Nachdenken über Bildung als Gegenbewegung // Magazin erwachsenenbildung.at. Das Fachmedium für Forschung, Praxis und Diskurs. 2020. № 39. С. 1–13.

13. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

14. Мандель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 260 с.

15. Ладыжец Н.С., Неборский Е.В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды [Электрон. ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7. № 2. Режим доступа: www.naukovedenie.ru/PDF/68PVN215.pdf.

16. Кущева Н. Б., Терехова В.И. Цифровое обучение и роль преподавателя высшей школы в реализации электронного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 17.

17. Зеер Э.Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 5. С. 12-48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48.

18. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use [Электрон. ресурс] // Publications Office of the European Union. 2017. DOI: 10.2760/38842. Режим доступа: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281. (Дата обращения: 05.03.2023).

19. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/webdigcomp2.1pdf_(online).pdf.

20. Ifenthaler D., In N. Pinkwart & S. Liu (Eds.) Change management for learning analytics. Artificial intelligence supported educational technologies. 2020. С. 261–272. Cham: Springer.

21. Russian translation of Risk management – Vocabulary ISO GUIDE 73:2009 by the Russian Risk Management Society (RusRisk) - HSE Moscow [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/wp6/documents/2011/ISO_GUIDE_73_Russian.pdf.

22. Стандарты управления рисками (Федерация европейских ассоциаций риск-менеджеров) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ferma.eu/app/uploads/2011/11/a-riskmanagement-standard-russian-version.pdf. (Дата обращения: 20.04.2023).

23. Лызь Н.А., Истратова О. Н., Лызь А. Е. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 4. С. 67-74. DOI: 10.21686/18184243-2020-4-67-74.

24. Соломатина Е. Н. Новые формы социальных конфликтов в системе высшего образования России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Т. 27. № 1. С. 188-208. DOI: 10.24290/10293736-2021-27-1-188-208.

25. Храпов С.А. Когнитивные риски цифровизации образовательного пространства и проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: Сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 27 мая – 09 2020). Часть IV. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. С. 198-206.

26. Morakanyane R., Grace A.A., O’Reilly P. Conceptualizing digital transformation in business organizations: A systematic review of literature // BLED eConference. 2017. С. 427–443.


Рецензия

Для цитирования:


Шелепаева А.Х. Цифровая трансформация системы высшего образования: направления и риски. Открытое образование. 2023;27(4):42-51. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-42-51

For citation:


Shelepaeva A.Kh. Digital Transformation of the Higher Education System: Directions and Risks. Open Education. 2023;27(4):42-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-4-42-51

Просмотров: 1846


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)