Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Аналитика дополнительного профессионального образования педагогов предпрофессиональных классов школ г. Москвы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-14-24

Аннотация

Цель исследования. Проблема профессионального развития педагогов – ключевой вопрос в образовательной политике стран мира. Его решение актуально для педагогов предпрофессиональных классов г. Москвы, поскольку именно предпрофессиональным классам отводится роль действенных инструментов выполнения задачи развития инновационной экономики города. Цель исследования – анализ данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов предпрофессиональных классов школ г. Москвы для получения ответов на вопросы:

  • Какой процент педагогов охвачен дополнительным профессиональным образованием?
  • Какова интенсивность и динамика освоения программ дополнительного профессионального образования педагогами?
  • Где получают дополнительное профессиональное образование педагоги?
  • Оказывают ли влияние на дополнительное профессиональное образование педагогов численность педагогов в школе, место школы в рейтинге, общий стаж педагогов и стаж педагогов в данной организации?

Материалы и методы. В исследование были включены 2 215 педагогов предпрофессиональных классов 30 школ Москвы. Для исследования осуществлены сбор открытых данных с сайтов школ, статистическая обработка данных, сопоставительный анализ показателей школ по выбранным параметрам.

Результаты исследования. 72,8 % педагогов предпрофессиональных классов проходили повышение квалификации, 21,8 % – профессиональную переподготовку за период своего стажа работы. 24 % педагогов осуществляют повышение квалификации постоянно. Программы профессиональной переподготовки чаще всего проходят педагоги школ, занимающих первые места в «Рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Чем больше в школе педагогов со стажем работы в данной организации менее 5 лет, тем больше они охвачены программами дополнительного профессионального образования. Высокий процент педагогов с большим стажем работы, численность работников в школе не оказывают влияние на масштабы дополнительного профессионального образования педагогов школы.

Дополнительное профессиональное образование не ограничено ни формой собственности, ни территориальной привязкой, ни количеством образовательных организаций в регионе, а также влияет на положительную динамику в диверсификации педагогического образования, что представляет собой важный элемент современной образовательной политики, преимуществом которой является улучшение доступности образования. Данные исследования свидетельствуют, что педагоги прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку в 622 организациях, из которых 50,3 % – государственные и 49,7 % – частные организации. Педагоги проходили обучение в 67 регионах РФ, а также в 6 государствах (Великобритания, Нидерланды, Приднестровская Молдавская Республика, Швейцария, Украина, Эстония). В список регионов РФ с наибольшим количеством организаций, в которых педагоги освоили программы дополнительного профессионального образования, входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ставропольский край, Удмуртская Республика.

Заключение. Полученные данные могут способствовать принятию управленческих решений по формированию программ профессионального развития педагогов. Перспективой исследования является анализ данных о влиянии дополнительного профессионального образования педагогов на образовательные результаты учащихся.

Об авторах

Е. Ю. Петряева
ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
Россия

 Елена Юрьевна Петряева - К.п.н., руководитель центра аналитических 
исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования

 Москва



Н. С. Агеева
ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
Россия

Наталия Сергеевна Агеева - К.ф.н., научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования

Москва



Ю. И. Суменкова
ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
Россия

Юлия Игоревна Суменкова - Младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования

 Москва



М. Н. Федоровская
ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
Россия

Мария Николаевна Федоровская - младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования

 Москва



Список литературы

1. World Bank World Development Report 2018: Learning to Realize Education’s Promise. Washington, DC. doi: https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1096-1

2. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты. В сборнике Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 257 с. doi: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2388-9

3. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи — век учись: Непрерывное образование в России. Под редакцией И.А. Коршунова, И.Д. Фрумина. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 312 с. doi: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1779-6

4. OECD. Creating Effective Teaching and Learning Environments: First Results from TALIS (Создание эффективных образовательных пространств: первые результаты исследования TALIS). Teaching and Learning International Survey. Paris: OECD, 2009. 305 p. doi: http://dx.doi.org/10.1787/9789264068780-en

5. OECD. TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners. TALIS. OECD, 2019. doi: https://doi.org/10.1787/1d0bc92a-en.

6. Трегубова Т. М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 348—352. doi: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.56.325

7. Pliushch, V., Rozhak, N., Cherednyk, A., Kalynovska, I., Honcharuk, O. ., & Kuzminskyi, A. The System of Future Teachers’ Professional Development. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 2021. 13(3), 51-72 р. doi: https://doi.org/10.18662/rrem/13.3/440

8. Lwin K. Teacher Professional Development: Institution-Based Professional Development (IBPD) Centre Myanmar., 2022 doi: http://dx.doi.org/10.1007/978-981-16-6474-8_11

9. Токтарова В. И. Модель непрерывной подготовки педагогов в новой цифровой реальности: обеспечение дополнительного профессионального образования / В. И. Токтарова, Д. А. Семенова // Управление устойчивым развитием, 2023. № 1(44). С. 79-87. doi: http://dx.doi.org/10.55421/2499992X_2023_1_79

10. Yüner B. Teachers’ Professional Development Needs and Barriers: Turkey Case. Kastamonu Eğitim Dergisi. 2022 30 (1). Р.1-10. doi: https://doi.org/10.24106/kefdergi.739576

11. Wei L., Chen. Y. A Narrative Inquiry into an ESL Teacher's Professional Development: Problems and Recommendations.International Journal of English Language Education, Volume: 10, Issue: 2, Pages: 1-1. Jul 31, 2022 doi: https://doi.org/10.5296/ijele.v10i2.20131

12. Петренко А. А. Развитие компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования // Человек и образование, 2021. №4. С. 211-219. doi: https://doi.org/10.54884/S181570410018674-6

13. Heckathorn J. & Dotger S. Snacks, shoulders, and sleep: factors that influence teachers’ professional development decision-making, Professional Development in Education, 2023. doi: https://doi.org/10.1080/19415257.2023.2212680

14. Kabilan M.K. Malaysian English language teachers’ satisfaction level of their professional development. English Language Teaching and Research Journal (ELTAR-J), 2019. Volume: 1, Issue: 1, Pages: 49-59. doi: https://doi.org/10.33474/eltar-j.v1i1.4770

15. Патронова И. А. Эффективность региональной системы дополнительного профессионального образования в контексте удовлетворения образовательных потребностей педагогов // The scientific heritage. 2022. №84 С. 53-60 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48027656_63776376.pdf (дата обращения 18.09.2023)

16. Maggopoulos G., Svarna К. Teachers Evaluation and Their Professional Development in Greece. Asian Education Studies. 2023. 8.1. doi: http://dx.doi.org/10.20849/aes.v8i2.1360

17. Sharma P. and Pandher J.S. "Teachers’ professional development through teachers’ professional activities", Journal of Workplace Learning, Vol. 2018. 30 No. 8, pp. 613-625. doi: https://doi.org/10.1108/JWL-02-2018-0029

18. Al-Mahdi O. Action Research and Teachers’ Professional Development: Examples and Reflections. International Educational Research, 2019. Volume: 2, Issue: 3, P. 37. doi: https://doi.org/10.30560/ier.v2n3p37

19. Иванова О. А. Профессиональное развитие педагога: от традиций к инновациям / О. А. Иванова, Н. В. Антонов // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: педагогическое образование как становящаяся антропопрактика : Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции), Москва, 26–27 октября 2021 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ДПК Пресс», 2021. С. 31-36. EDN KXXLFK. https://elibrary.ru/item.asp?id=48675436 (дата обращения 19.09.2023)

20. Ignatieva G., Sdobnyakov V. Design a personalized additional professional education of teachers: event-positional methodology. Vestnik of Minin University. 2022. №3. doi: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-7

21. Волынчук Н. И. Проектирование дополнительных профессиональных программ на основе модульного подхода как инструмент индивидуализации повышения квалификации учителя / Н. И. Волынчук // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2022. № 4(86). С. 145-152. doi: http://dx.doi.org/10.17277/voprosy.2022.04.pp.145-152

22. Волобуева Т. Б. Результативный механизм профессионального развития педагогических кадров / Т. Б. Волобуева // Этнодиалоги. 2022. № 3(69). С. 30-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49930233 (дата обращения 20.09.2023)

23. King F. Evaluating the impact of teacher professional development: an evidence-based framework, Professional Development in Education, 2014. №40:1. Р.89-111. doi: https://doi.org/10.1080/19415257.2013.823099

24. de Vries J. A., Dimosthenous A., Schildkamp K., Visscher A. J. The impact on student achievement of an assessment for learning teacher professional development program. Studies in Educational Evaluation. Volume 74. 2022. doi: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101184.

25. Иванова О. А., Антонов Н. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 51–57. doi: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13011

26. Sugiati A. The Effect of Educational Training and Teacher Professional Training in Improving Teacher Professional Competence at SMA Negeri 2 Bantaeng. JED (Jurnal Etika Demokrasi). 2022 7. Р.195-207. doi: http://dx.doi.org/10.26618/jed.v7i1.6812

27. Qaisra R., Haider S. The Influence of In-Service Teachers Training Programs on the Professional Development of School Teachers. Pakistan Journal of Humanities and Social Sciences. 2023. 11. Р.507-516. doi: http://dx.doi.org/10.52131/pjhss.2023.1101.0368

28. Петренко А. А. Развитие компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования / А. А. Петренко // Человек и образование. 2021. №4(69). С. 212-220. doi: http://dx.doi.org/10.54884/S181570410018674-6

29. Volkova O. V. Individual trajectory of professional teacher development in the system of additional education / O. V. Volkova // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. 2023. №. 1. P. 26-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54242621 (дата обращения 17.09.2023)

30. Govender S., Oluwatoyin Ayodele Ajani Monitoring and Evaluation of Teacher Professional Development for Resourceful Classroom Practices. Universal Journal of Educational Research& 2021. 9(4) P. 870-879. doi: https://doi.org/10.13189/ujer.2021.090421

31. Nguyen Hoang Doan Huy, Pham Thi Thanh Hai. Evaluation of Teacher Professional Development: International Experiences and Recommendations for Vietnam. VNU Journal of Science: Education Research, [S.l.], v. 39, n. 2, apr. 2023. doi: https://doi.org/10.25073/2588-1159/vnuer.4721.

32. Михалькова О. А. , Петрова Т. А. , Петрова Н. А. Сравнительный анализ систем повышения квалификации педагогов в России и в других зарубежных странах // Тенденции развития науки и образования. 2020. №63-6. С. 149 - 154. doi:https://doi.org/10.18411/lj-07-2020-229

33. Чернобай Е. В., Ташибаева Д. Н. Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан по результатам исследования TALIS-2018 // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 141 - 164 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44445598_93243081.pdf (дата обращения 18.09.2023)

34. Киселева Н. А., Новокрещенов И. В., Камка С. В., Николенко О. И. Сравнительный анализ применения профессионального стандарта учителя в странах с высокими показателями по качеству образования // Человек и образование. 2022. №1. С.19-32. doi: http://dx.doi.org/10.54884/S181570410019957-7

35. Модели и практики профессионального развития учителей в зарубежных системах образования / Л. Ю. Грачева, Э. Р. Баграмян, М. Н. Цыганкова и др. // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С.176-200. doi: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-176-200

36. Стратегия профессионального развития педагога: опыт Сингапура и Норвегии / С. М. Лесин, Н. Н. Шевелева, Д. А. Махотин, С. А. Курсков // Вестник РМАТ. 2021. №3. С.104-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48283182 (дата обращения 20.09.2023)

37. Nils Kirsten, Jannika Lindvall, Andreas Ryve, Jan-Eric Gustafsson. How effective is the professional development in which teachers typically participate? Quasi-experimental analyses of effects on student achievement based on TIMSS 2003e2019// Teaching and Teacher Education. 132. 2023. doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104242

38. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. doi: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2746-7


Рецензия

Для цитирования:


Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Суменкова Ю.И., Федоровская М.Н. Аналитика дополнительного профессионального образования педагогов предпрофессиональных классов школ г. Москвы. Открытое образование. 2023;27(6):14-24. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-14-24

For citation:


Petryaeva E.Y., Ageeva N.S., Sumenkova  Yu.I., Fedorovskaya M.N. The Analytics of Additional Professional Education for Teachers in Pre-Professional Classes in Moscow Schools. Open Education. 2023;27(6):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-14-24

Просмотров: 375


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)