Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 27, № 6 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

4-13 474
Аннотация

Цель исследования. Статья посвящена анализу содержания понятия «общекультурная компетенция будущего педагога» и его диалектического развития в меняющемся мире под воздействием таких факторов, как новый технологический уклад, сложность и разнообразие различных социальных сред и пространств, риски экологических, энергетических и эпидемических кризисов, появление искусственного интеллекта и обучаемых нейронных сетей, большие последствия малых (на первый взгляд) событий в общественной жизни. Обозначена неразрывная связь общекультурной компетенции будущего педагога с общей культурой человеческого общества. При этом культура труда (профессиональная деятельность) педагога рассматривается как интеллектуальная, социально ориентированная творческая деятельность в сфере образования, имеющая духовную основу и ценностный смысл, включающая императивы личностного и профессионального развития, познания нового, мотивацию к соучастию в жизни и воспитании субъектов своего труда – обучающихся. Актуализируется тенденция прагматизма в разработке образовательных программ высшей школы, недооценки гуманистической функции педагогических университетов и необходимости формирования лонгитюдных профессиональных и жизненных целей выпускников.

Материалы и методы. Использованы научные публикации в области компетентностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов в педагогике. Применен метод компаративного сравнения содержания публикаций и частотного анализа употребления терминов в них с помощью онлайн сервиса «Семантический анализ текста онлайн, seo-анализ текста».

Результаты исследования. Показано, что феномен культуры возникает в процессе коэволюции человека. Предложен образ структуры и содержания феномена в виде сферы с тремя полюсами (религия, искусство, наука), которые в процессе исторического увеличения объема сферы культуры могли изменять взаимные расстояния и оказывать превалирующее влияние на объем сферы культуры. Проведен анализ категориального ряда «культ – культура – общекультурная компетенция будущего педагога». В контексте компетентностного подхода приведен анализ содержания понятия «общекультурная компетенция будущего педагога». Выдвинуто предположение, что лидерская компетенция может рассматриваться в составе общекультурной компетенции будущего педагога, обуславливая умение самостоятельно выстраивать собственную профессиональную и жизненную траекторию с позиции лидера, создавая атмосферу сотрудничества в педагогическом, проектном или исследовательском процессе. Авторы отмечают, что мировоззрение лидера является неотъемлемой частью общей культуры человека, реализуясь в нормативной (регулятивной) и оценочной (аксиологической) функциях культуры, а также в функции социализации с непрерывным стремлением к самосовершенствованию в профессии и жизни.

Заключение. Сделан вывод, что педагогу, как носителю и субъекту культуры, необходимо развивать свою общекультурную компетенцию для ориентации и адаптации в меняющемся мире. Авторы выражают надежду, что приведенные компетенции, важные для современных условий, прямым или косвенным образом будут введены в будущий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Российской Федерации.

14-24 376
Аннотация

Цель исследования. Проблема профессионального развития педагогов – ключевой вопрос в образовательной политике стран мира. Его решение актуально для педагогов предпрофессиональных классов г. Москвы, поскольку именно предпрофессиональным классам отводится роль действенных инструментов выполнения задачи развития инновационной экономики города. Цель исследования – анализ данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов предпрофессиональных классов школ г. Москвы для получения ответов на вопросы:

  • Какой процент педагогов охвачен дополнительным профессиональным образованием?
  • Какова интенсивность и динамика освоения программ дополнительного профессионального образования педагогами?
  • Где получают дополнительное профессиональное образование педагоги?
  • Оказывают ли влияние на дополнительное профессиональное образование педагогов численность педагогов в школе, место школы в рейтинге, общий стаж педагогов и стаж педагогов в данной организации?

Материалы и методы. В исследование были включены 2 215 педагогов предпрофессиональных классов 30 школ Москвы. Для исследования осуществлены сбор открытых данных с сайтов школ, статистическая обработка данных, сопоставительный анализ показателей школ по выбранным параметрам.

Результаты исследования. 72,8 % педагогов предпрофессиональных классов проходили повышение квалификации, 21,8 % – профессиональную переподготовку за период своего стажа работы. 24 % педагогов осуществляют повышение квалификации постоянно. Программы профессиональной переподготовки чаще всего проходят педагоги школ, занимающих первые места в «Рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Чем больше в школе педагогов со стажем работы в данной организации менее 5 лет, тем больше они охвачены программами дополнительного профессионального образования. Высокий процент педагогов с большим стажем работы, численность работников в школе не оказывают влияние на масштабы дополнительного профессионального образования педагогов школы.

Дополнительное профессиональное образование не ограничено ни формой собственности, ни территориальной привязкой, ни количеством образовательных организаций в регионе, а также влияет на положительную динамику в диверсификации педагогического образования, что представляет собой важный элемент современной образовательной политики, преимуществом которой является улучшение доступности образования. Данные исследования свидетельствуют, что педагоги прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку в 622 организациях, из которых 50,3 % – государственные и 49,7 % – частные организации. Педагоги проходили обучение в 67 регионах РФ, а также в 6 государствах (Великобритания, Нидерланды, Приднестровская Молдавская Республика, Швейцария, Украина, Эстония). В список регионов РФ с наибольшим количеством организаций, в которых педагоги освоили программы дополнительного профессионального образования, входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ставропольский край, Удмуртская Республика.

Заключение. Полученные данные могут способствовать принятию управленческих решений по формированию программ профессионального развития педагогов. Перспективой исследования является анализ данных о влиянии дополнительного профессионального образования педагогов на образовательные результаты учащихся.

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

25-32 375
Аннотация

Цель исследования. Целью данной статьи является изучить вопрос возможности создания единого реестра неперсонифицированных данных, то есть данных, которые невозможно отнести к конкретному субъекту персональных данных.

Задачей исследования является проанализировать актуальные материалы по цели исследования, определить потребность в данной системе, определить возможные сферы применения системы, определить системы источники и данные, на которых может быть основана система. 

Объектом исследования является единая система обработки неперсонифицированных данных, вопрос создания данной системы и возможности, которые открываются перед пользователем.

Предметом исследования является вопрос данных, которые могут быть обработаны в данной системе, а также разрез, в котором данные могут быть интерпретированы.

Методы исследования. В статье использованы следующие методы исследования: анализ открытых источников данных, моделирование целевого решения в виде концепта.

Результаты. В статье представлен пример реализации системы обработки неперсонифицированных данных. Представлены варианты систем, которые в настоящее время обладают набор данных, по субъектам персональных данных, и готовы проводить предварительный скоринговый анализ. Представлен возможный результат применения скоринга, на примере банковской отрасли. Проведен разбор текущего состояния систем обработки данных граждан. Результаты анализа показали, что в настоящее время нет единой системы, которая бы позволяла проводить скоринговый анализ, по субъекту персональных данных, агрегируя данные из различных источников государственных систем. Данных в открытых источниках, о ходе разработки системы, позволяющей проводить скоринговый анализ по неперсонифицированным данным, нет. В то же время, создание единой системы обработки неперсонифицированных данных может как положительно сказаться на экономических показателях подключенных к ней потребителей, так и способствовать реализации стратегических планов государства.

Заключение. В ходе исследования был предложен к реализации проект по созданию единой системы обработки неперсонифицированных данных. Предложен вариант данных, которые могут быть использованы для первичного скоринга. К преимуществам данной системы можно отнести положительный экономический эффект для организаций подключенных к системе, благодаря снижению денежных потерь, повышению качества продаж, повышение лояльности клиентов, для государства положительным эффектом может быть повышение прозрачности данных граждан и снижение количества экономических преступлений, для граждан положительная сторона система заключается в снижении информационного шума, благодаря снижению количества исследований от компаний, сокращение мошеннических действий, в отношении потребителей. К недостаткам системы можно отнести высокий риск утечки данных, как следствие рост количества преступлений, неверную интерпретацию данных скоринговой моделью, недоступность различных услуг для клиентов организаций, из-за отсутствия данных, риск использования данных не по назначению, со стороны оператора обработки персональных данных. Как итог, можно сделать вывод о том, что при должном уровне защиты данных пользователей и четких правилах работы с данным, данная система имеет хорошие перспективы, для достижения экономических целей как частных компаний, так и государства.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

33-42 277
Аннотация

Цель исследования. На основе анализа нормативной базы, применяемой в строительной отрасли, оценить возможности использования цифровых технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке инженеров-строителей с целью формирования профессиональной компетентности в области технологии реконструкции зданий и сооружений.

Материалы и методы. В рамках исследования проведен теоретический анализ положений педагогической науки по проблемам строительной подготовки студентов, анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению «Строительство», уровень подготовки «Бакалавриат», анализ учебной программы и учебно-методических материалов для подготовки бакалавров в области «Технологии реконструкции зданий и сооружений», а также нормативной базы строительной документации, связанной с BIM-проектированием объектов строительства и применением цифровых технологий в информационном моделировании.

Результаты. В результат проведенного исследования, связанного с подготовкой бакалавров для строительной отрасли на базе использования BIM-моделирования с элементами виртуальной и дополненной реальности, сформулировано содержательное наполнение профессиональной компетентности в области технологии реконструкции зданий и сооружений, под которой понимается совокупность:

– знаний нормативной базы по технологии реконструкции зданий и сооружений;

– умений применять эти знания на практике при решении реальных инженерных задач, связанных с проведением реконструкции зданий и сооружений, разработке технических решений по усилению или замене конструкций, мониторинге технического состояния объектов;

– практического опыта решения практико-ориентированных учебных задач в сфере реконструкции зданий и сооружений, полученного в процессе вузовской подготовки с использованием ЭОР с элементами информационного моделирования.

Заключение. Реализация вышеописанных возможностей цифровых технологий в процессе обучения студентов способствует интеллектуализации их информационной деятельности, формированию навыков уверенного владения инструментами моделирования, восстановления изучаемых объектов капитального строительства, всестороннему представлению процессов, как реальных, так и виртуальных, а также навыков использования средств проектирования виртуальной модели в соответствии с требуемыми нормами.

43-50 265
Аннотация

Цель исследования. На базе современных вузов на сегодняшний день сложились благоприятные условия для развития инноваций, научных разработок разных направлений. При этом, финансирование вузов из госбюджета не стимулирует их к прибыльности и конкурентоспособности, что может привести к отсутствию мотивации для внедрения коммерческих подходов. Другой проблемой выступает то, что государственные организации часто характеризуются сложными процедурами и бюрократической неуклюжестью, что затрудняет внедрение коммерческих методов управления и бизнес-подходов. Представленное исследование нацелено на выявление особенностей бизнес процесса коммерциализации в государственных образовательных учреждениях для поиска условий его оптимизации. Тема поиска путей оптимизации бизнес-процессов может помочь бюджетным организациям стать более эффективным в коммерциализации разработок программ для электронно-вычислительных маши и дальнейшем продвижении информационных технологий на отечественном рынке.

Методы исследования были определены исходя из цели и включают в себя анализ научных публикаций по теме исследования, метод конкретизации, анализа и синтеза, практическое моделирование, метод хронометража, опросы сотрудников и другие методы. Информационной базой исследования выступила деятельность одного из структурных подразделений Томского государственного университета. Подразделение Центр компетенции по корпоративным информационным системам создан в Томском государственном университете в 2019 году рамках реализации программы «Цифровой университет» для оптимизации системы по управлению проектами на базе платформы «1С-Битрикс24».  «1С-Битрикс» позволил внедрить в работу Томского государственного университета цифровые модули работы электронного документооборота во все системы и процессы университета. На данном этапе реализации программы «Цифровой университет» в университете проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию модуля по оформлению командировок сотрудников в электронном виде в режиме «одного окна».

Результаты. Коммерциализация разработок программ для электронно-вычислительных маши нужна, прежде всего, для получения прибыли и развития компании-разработчика. Если инновационные разработки не превращаются в коммерчески успешные продукты, то компания может столкнуться с проблемами финансирования (в том числе и в случае с государственными организациями) и даже финансовых потерь. Результатом исследования выступает оптимизированный процесс коммерциализации разработок программ для электронно-вычислительных маши для Томского государственного университета при реализации программы «Цифровой университет» в 2022 году. Был изучен бизнес-процесс и предложен вариант сокращения времени прохождения этапов, который в свою очередь приведет к экономии финансовых средств. Результат исследования был внедрен в деятельность Центра компетенции по корпоративным информационным системам Томского государственного университета.

Заключение. Реализацией процесса коммерциализации технологий могут возглавить создаваемые соответствующие структурные подразделения в вузах, которые бы занимались вопросами продвижения НИОКР и одновременно формировалась база по их организационно-техническому сопровождению. Стейкхолдерами здесь выступают: научно-педагогические работники вуза, студенты, администрация университета, компании-потребители услуг, заинтересованные частные предприниматели, общественность и органы власти. От работы подобных подразделений вузов должны выигрывать все стороны отношений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)