Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Общекультурная компетенция будущего педагога в меняющемся мире

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-4-13

Аннотация

Цель исследования. Статья посвящена анализу содержания понятия «общекультурная компетенция будущего педагога» и его диалектического развития в меняющемся мире под воздействием таких факторов, как новый технологический уклад, сложность и разнообразие различных социальных сред и пространств, риски экологических, энергетических и эпидемических кризисов, появление искусственного интеллекта и обучаемых нейронных сетей, большие последствия малых (на первый взгляд) событий в общественной жизни. Обозначена неразрывная связь общекультурной компетенции будущего педагога с общей культурой человеческого общества. При этом культура труда (профессиональная деятельность) педагога рассматривается как интеллектуальная, социально ориентированная творческая деятельность в сфере образования, имеющая духовную основу и ценностный смысл, включающая императивы личностного и профессионального развития, познания нового, мотивацию к соучастию в жизни и воспитании субъектов своего труда – обучающихся. Актуализируется тенденция прагматизма в разработке образовательных программ высшей школы, недооценки гуманистической функции педагогических университетов и необходимости формирования лонгитюдных профессиональных и жизненных целей выпускников.

Материалы и методы. Использованы научные публикации в области компетентностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов в педагогике. Применен метод компаративного сравнения содержания публикаций и частотного анализа употребления терминов в них с помощью онлайн сервиса «Семантический анализ текста онлайн, seo-анализ текста».

Результаты исследования. Показано, что феномен культуры возникает в процессе коэволюции человека. Предложен образ структуры и содержания феномена в виде сферы с тремя полюсами (религия, искусство, наука), которые в процессе исторического увеличения объема сферы культуры могли изменять взаимные расстояния и оказывать превалирующее влияние на объем сферы культуры. Проведен анализ категориального ряда «культ – культура – общекультурная компетенция будущего педагога». В контексте компетентностного подхода приведен анализ содержания понятия «общекультурная компетенция будущего педагога». Выдвинуто предположение, что лидерская компетенция может рассматриваться в составе общекультурной компетенции будущего педагога, обуславливая умение самостоятельно выстраивать собственную профессиональную и жизненную траекторию с позиции лидера, создавая атмосферу сотрудничества в педагогическом, проектном или исследовательском процессе. Авторы отмечают, что мировоззрение лидера является неотъемлемой частью общей культуры человека, реализуясь в нормативной (регулятивной) и оценочной (аксиологической) функциях культуры, а также в функции социализации с непрерывным стремлением к самосовершенствованию в профессии и жизни.

Заключение. Сделан вывод, что педагогу, как носителю и субъекту культуры, необходимо развивать свою общекультурную компетенцию для ориентации и адаптации в меняющемся мире. Авторы выражают надежду, что приведенные компетенции, важные для современных условий, прямым или косвенным образом будут введены в будущий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Российской Федерации.

Об авторах

О. Р. Нерадовская
Томский государственный педагогический университет
Россия

Ольга Рамазановна Нерадовская - К.п.н., заместитель директора Института развития педагогического образования

Томск

 



В. А. Стародубцев
Томский государственный педагогический университет
Россия

Вячеслав Алексеевич Стародубцев - Д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и управления образованием

 Томск



Список литературы

1. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 15.

2. Сорокин П.С., Зыкова А.В. Развитие «агентности» как задача образовательной политики в XX веке: мировой опыт исследований и разработок [Электрон. ресурс] // Мониторинг экономики образования (информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований). 2020. Вып. 37. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/422554759.pdf (Дата обращения: 04.10.2023).

3. Bromley P., Meyer J.W., Ramirez F.O. Student-centeredness in social science textbooks, 1970–2008: A cross-national study // Social Forces. 2011. № 90 (2). Pр. 1-24.

4. Мёрдок Джордж П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1. С. 49-56.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории : Опыт философии человеческой судьбы. Берлин : Обелиск, 1923. 268 с.

6. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 608 с.

7. Хорошкевич Н. Г. Исследование понятия «культура» в словарной литературе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52107/1/klo_2014_043.pdf (Дата обращения: 17.06.2023).

8. Коломенская А. Л. ФГОС ВО 3++: новые требования к образовательным программам [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://knastu.ru/media/files/page_files/teachers/Kolomenskaya_A.L._FGOS_3%2B%2B.pdf (дата обращения: 04.10.2023).

9. Карпушина Ю.А., Иванов О.Ю. О проблеме формулирования универсальных компетенций ФГОС ВО (3++) (уровень бакалавриата) // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 239-242.

10. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87.

11. Зубарева Ю. Н., Киселева М. А., Ахметжанова Г. В. Анализ видов универсальных компетенций в отечественной и зарубежной педагогике [Электрон. ресурс] // Научный лидер. 2021. № 18 (20). Режим доступа: https://scilead.ru/article/520-analiz-vidov-universalnikh-kompetentsij-v-otec (Дата обращения: 04.10.2023).

12. Курина В.А. Культурологический подход в теории и практике профессионального образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://didacts.ru/termin/kulturologicheskii-podhod-k-obrazovaniyu.html (Дата обращения: 04.10.2023).

13. Смышляева Л.Г. Технологии компетентностно-ориентированного образования взрослых: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 212 с.

14. Папуткова Г.А., Краснопевцева Т.Ф. Современные подходы к формированию общекультурной компетентности бакалавров педагогического образования [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14470 (Дата обращения: 04.10.2023).

15. Шапцева О. С. Формирование общекультурных компетенций педагога высшей школы // Школа Будущего. 2013. № 6. С. 92-98.

16. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Проблема формирования общекультурной компетентности у будущих педагогов как условие готовности к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 6A. С. 36-44.

17. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 2. С. 19-23.

18. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 24-25.

19. Калашникова О. В. Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 608-611. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/58/8167/ (Дата обращения: 15.09.2023).

20. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (Дата обращения: 15.09.2023).

21. Киселева А.А., Стародубцев В.А. Персональная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. 2013. № 6. C. 53–60. DOI: 10.21686/1818-4243-2013-6(101-52-59.

22. Луков В.А. Ноосфера, понимаемая как тезаурус [Электрон. ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2 (март – апрель). Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/2/Lukov_Noosphere-Thesaurus/ (Дата обращения: 04.10.2023).


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Нерадовская О.Р., Стародубцев В.А. Общекультурная компетенция будущего педагога в меняющемся мире. Открытое образование. 2023;27(6):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-4-13

For citation:


Neradovskaya O.R., Starodubtsev V.A. General Cultural Competence of a Future Teacher in a Changing World. Open Education. 2023;27(6):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-6-4-13

Просмотров: 456


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)