Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Классификация цифровых компетенций для педагогического дизайна онлайн-курсов на основе смарт-подхода

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-22-34

Аннотация

Цель исследования. Исследование направлено на разработку и обоснование четырехуровневой модели классификации цифровых компетенций работников сферы образования для педагогического дизайна онлайн-курсов на основе смарт-подхода, обеспечивающего гибкость, адаптивность, вариативность и технологичность профессиональной подготовки в условиях реализации государственной политики цифрового суверенитета и технологической независимости Российской Федерации. Актуальность исследования определяется необходимостью формирования у педагогических кадров компетенций работы с отечественными цифровыми платформами и программными решениями в контексте стратегии импортозамещения образовательных технологий.
Материалы и методы. Методологической основой исследования выступает интеграция таксономического, компетентностного и контекстного подходов с принципами смарт-образования. Исследование базируется на анализе требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий. Теоретический анализ включал изучение современных подходов к классификации цифровых компетенций с учетом специфики российской образовательной системы и принципов технологической вертикали образовательных процессов. Систематизация предметно-деятельностных областей цифровых компетенций осуществлена на основе принципов иерархичности, контекстуальности, операциональности, проактивности и спиральности. Методы исследования включали структурно-функциональный анализ компетенций, типологизацию по характеру распределения между уровнями, операционализацию через конкретные измеримые действия. Разработка классификации проводилась с применением системного подхода к проектированию образовательных технологий и учетом требований государственной политики цифрового суверенитета в сфере образования.
Результаты. К теоретическим результатам относятся: разработка иерархической классификации цифровых компетенций, включающей общепользовательский, общепрофессиональный, предметно-профессиональный и надпрофессиональный уровни; введение оригинальной типологии компетенций по характеру их распределения между уровнями на сквозные, полусквозные и комплиментарные; определение принципов построения классификации, обеспечивающих системную интеграцию различных уровней профессиональной подготовки. К практическим результатам относятся: структурирование предметно-деятельностных областей для каждого уровня с детализацией конкретных профессиональных действий; систематизация общепользовательского уровня в семи областях от файловых операций до информационной безопасности; определение содержания общепрофессионального уровня в шести областях от педагогического проектирования до образовательной аналитики; структурирование предметно-профессионального уровня по девяти дисциплинарным областям; разработка содержания надпрофессионального уровня в трех областях стратегического планирования, исследовательской деятельности и технологического предпринимательства с указанием ключевых компетенций для каждой области.
Заключение. Созданная модель обеспечивает научно-методологическую базу для проектирования персонализированных образовательных траекторий в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров. Типологизация компетенций по принципу межуровневого распределения создает условия для гибкого формирования индивидуальных программ освоения цифровых технологий с учетом профессиональных потребностей и начального уровня подготовки. Операционализация компетенций через измеримые действия позволяет осуществлять объективную диагностику профессиональных дефицитов и планировать целенаправленную коррекционную работу в условиях использования отечественного программного обеспечения и цифровых платформ. 

Об авторе

П. С. Ломаско
http://www.kspu.ru/person/2814/
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

К.п.н., доцент, кафедра информатики и информационных технологий в образовании 

Красноярск



Список литературы

1. Игнатьева Г.А., Поначугин А.В. Сквозные технологии научно-методического сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Педагогическое образование в России. 2024. №. 4. С. 63-73.

2. Шмигирилова И.Б., Дарбаева Д.К., Рыбалко Н.А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности обучения в условиях цифровизации //Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 2022. Т. 74. №. 2. С. 46-53.

3. Другова Е.А., Ваниев А.И. Проектирование обучения с применением четырехкомпонентной модели педагогического дизайна (4C/ID) в высшем образовании: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. №. 4. С. 747-771.

4. Истомина Е.В., Лебедина Е.В. Педагогический дизайн как технология разработки онлайн-курсов в условиях цифровизации образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14–15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 99-115.

5. Носырева И.Г., Белобородова Н.А. Цифровизация кадровых процессов как ключевой элемент цифровой трансформации организации // Известия Байкальского государственного университета. 2024. Т. 34. № 1. С. 61-70.

6. Максименко Н.В., Чекалина Т.А. Обзор моделей цифровых компетенций преподавателя в условиях трансформации образовательного процесса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 41-50.

7. Вершкова Е.М., Можаева Г.В. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя // Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 6-12.

8. Хоченкова Т.Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 314-325.

9. Азиева Ж.Х., Азиев Р.А., Нальгиева М.А. Использование технологий в процессе обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 6 (132). С. 46.

10. Баринов В.И. Тенденции трансформаций «ядра» культуры в дискурсе цифровой образовательной смарт-среды // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 2 (59). С. 13-18.

11. Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // Kant. 2023. № 1 (46). С. 246-252.

12. Строгецкая Е.В., Бетигер И.Б. Парадигма смарт-образования: ожидаемые результаты и реальный опыт студентов // Дискурс. 2021. Т. 7. № 2. С. 94-107.

13. Ломаско П.С. Методология смарт-подхода в контексте современных вызовов цифровой трансформации образования // Избранные вопросы цифровой трансформации образования: монография. М.: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2025. С. 30-41.

14. Лазарева И.Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 130-136.

15. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16-31.

16. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3.

17. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн в мире интеллектуальных инструментов // Современная цифровая дидактика: монография. М.: Издательство Интеллект-Центр, 2024. С. 84-96.

18. Луканина М.В., Меркулова С.Г. Модель ADDIE в педагогическом дизайне: практический опыт НИТУ МИСИС // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 151-166.

19. Ломаско П.С. Методология смарт-подхода к обучению прикладным цифровым технологиям педагогических работников // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VIII Международной научной конференции. Красноярск, 24-27 сентября 2024 г. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2024. С. 275-279.

20. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. 2004. Т. 4. С. 22-34.

21. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе //Высшее образование в России. 2006. №. 11. С. 39-46.

22. Ломаско П.С., Фадеева О.А. Применение когнитивно-технологического подхода при разработке онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 2. С. 37-51.

23. Юмагулова Н.И. Педагогическая классификация цифровых компетенций //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2024. №. 1 (122). С. 139-148.

24. Старикова М. А., Маничев С. А. Проактивность в профессиональной сфере // Организационная психология. 2019. Т. 9. №. 4. С. 76-98.

25. Бегунц А.В., Соловьева О.С. О применении дидактической спирали при построении учебных программ // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. №. 4. С. 15-36.

26. Авдеева С.М., Никуличева Н.В., Хапаева С.С., Заичкина О.И. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...» // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. С. 40-49.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ломаско П.С. Классификация цифровых компетенций для педагогического дизайна онлайн-курсов на основе смарт-подхода. Открытое образование. 2025;29(5):22-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-22-34

For citation:


Lomasko P.S. Classification of Digital Competencies for Instructional Design of Online Courses Based on the Smart Approach. Open Education. 2025;29(5):22-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-22-34

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)