Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-4(99)-52-62

Полный текст:


Аннотация

Рассматриваются основные этапы развития электронных систем обучения. Описаны предпосылки появления интеллектуальных обучающих систем, содержание современных интеллектуальных технологий. Показаны перспективы развития интеллектуальных обучающих систем с применением многократно используемых компонентов (типовых технических решений). Представлена архитектура интеллектуальной обучающей системы с многократно используемыми компонентами. Показаны демо-примеры. 


Об авторе

В. М. Трембач
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Россия

кафедра «Прикладная информатика в экономике»

к.т.н. профессор

Тел.: 8 (495) 442-80-98

www.mesi.ru



Список литературы

1. Голенков В.В., Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы // Новости искусственного интеллекта. – 2001. – № 4.

2. Рыбина Г.В. Экспертные системы и инструментальные средства для их разработки: некоторые итоги // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2013. – Т. 11, № 5. – С. 35–48.

3. Стефанюк В.Л. Поведение квазистатической оболочки в изменяющейся нечеткой среде // В кн.: КИИ-94. Национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 94»: сборник научных трудов: в 2-х т. Т. 1. – Рыбинск 1994. – С. 199–203.

4. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 352 с.

5. Трембач В.М. Системы управления базами эволюционирующих знаний для решения задач непрерывного образования: монография. – М.: МЭСИ, 2013. – 255 с.

6. Telnov Y. The Model of Continuous Profession-oriented Learning in the E-environment Based on a Competence Approach and Academic Knowledge Management // 11th European Conference of Knowledge Management Systems, 2–3 Sept, 2010, Porto.

7. Skinner, B.F. The science of learning and art of teaching // Harward Education Review. 1954. Spring, № 24. – P. 86–97.

8. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 133 с.

9. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем: учеб. пособие / Г.В. Рыбина. – М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2010. – 432 с.

10. Кибернетика и проблемы обучения: сборник переводов / ред. и предисл. А.И. Берга. – М.: Прогресс, 1970. – 389 с.

11. Педагогическая энциклопедия: http://www.eslovar.info/? grupa=11&id_sl=11

12. Carbonell, J.R. AI in CAI: an Artificial Intelligence Approach to Computer-Aided Instruction // IEEE Transactions on Man-Machine Systems. – 1970. – Vol. MMS-11, № 4.

13. Трембач В.М. Основные этапы создания интеллектуальных обучающих систем // Программные продукты и системы, №3, 2012. С. 148–152.

14. Трембач В.М. Решение задач управления в организационно-технических системах с использованием эволюционирующих знаний: монография. – М.: МЭСИ, 2010. – 235 с.

15. Tikhomirova, N., Tikhomirov, V., Telnov, Y. and Maksimova, V. Chapter 9. The University’s Integrated Knowledge Space in Knowledge Management // In Search of Knowledge Management: Pursuing Primary Principles / edited by A. Green, M. Stankosky, L. Vandergriff. Emerald Group Publishing Limited, 2010. – P. 147–162.

16. Smart education – веление времени [Электронный ресурс] // Российская газета – Прикамье. – 2011. – 2 мар- та. – Режим доступа: http://www.media-office.ru/?go=1710346&pass=cf3478cd14cf8574154d30268e8116d3 (дата обращения 25.06.2013).

17. Загорулько Ю.А. Методологические проблемы построения онтологий для портала научных знаний // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. / РАН, Ин-т психологии, Казан. гос. ун-т им., Ассоц. когнитивных исслед.; отв. ред. В.Д. Соловьев, Т.В. Черниговская. – М. Ин-т психологии РАН, 2006. – С. 308–317.

18. IMS Global Learning Consortium: http://www.imsglobal.org/question/ (дата обращения 22.06.2013).

19. SCORM – сборник спецификаций и стандартов для систем дистанционного обучения. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000053/SCORM-2004.pdf (дата обращения 22.06.2013).

20. Mylopoulos, J., Chaudhri, V.K., Plexousakis, D., Shrufi, A., Topaloglou, T. Building knowledge base management systems // The VLDB Journal. – 1996. – № 5(4). – P. 238–263.

21. Vinay K. Chaudhri, Jurisica I., Koubarakis M., Plexousakis D., Topaloglou T. The KBMS Project and Beyond. Conceptual Modeling: Foundations and Applications 2009: 466–482.

22. Buchanan, B.G., Wilkins, D.C. (1993) Readings in knowledge acquisition and learning. Morgan Kaufmann, San Mateo, Calif.

23. Neches, R., Fikes, R., Finin, T., Gruber, T., Patil, R., Senator, T., Swartout, W. (1991) Enabling technology for knowledge sharing. AI Mag 12:36–56.

24. Mylopoulos, J., Borgida, A., Jarke, M., Koubarakis, M. (1990) Telos: a language for representing knowledge about information systems. ACM Trans Inf Sys 8:4–362.

25. Biliris, A. (1992) The performance of three database storage structures for managing large objects // In: Proceedings of the ACM SIGMOD International Conference on Management of Data.

26. Carey, M., DeWitt, D., Richardson, J., Shekita, E. (1986) Object and _le management in the EXODUS extensible database system // In: Proceedings of the 12th International Conference on Very Large Data Bases. P. 91–100.

27. Paul, H.-B., Schek, H.-J., Scholl, M., Weikum, G., Deppish, U. (1987) Architecture and implementation of a Darmstadt database kernel system // In: Proceedings of the ACM SIGMOD International Conference on Management of Data. – San Francisco, Calif, P. 196–207.

28. Трембач В.М. Интеллектуальные технологии для решения задач непрерывного образования // Открытое образование. – 2012. – № 3. – С. 4–11.

29. Трембач В.М. Формирование и использование моделей компетенций обучающихся на основе эволюционирующих знаний // Открытое образование. – 2009. – № 6 (77). – С. 12–26.

30. Голенков В.В., Гулякина Н.А. Открытый проект, направленный на создание технологии компонентного проектирования интеллектуальных систем // В кн.: Междунар. научн.-техн. конф. «Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем = Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2013)»: материалы III Междунар. научн.-техн. конф. (Минск, 21–23 февраля 2013 г.). – Минск: БГУИР, 2013. – С. 55–77.

31. Рассел, Стюарт, Норвиг, Питер. Искусственный интеллект: современный подход: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИД «Вильямс», 2007. – 1408 с.

32. http://www.osp.ru/os/2000/12/178361/ – эмпирическое сравнение семи языков программирования (дата об- ращения 25.06.2013).

33. http://en.wikipedia.org/wiki/Dynamic_programming_language – динамические языки программирования (дата обращения 24.06.2013).

34. http://en.wikipedia.org/wiki/YAML – справка по YAML (дата обращения 24.06.2013).

35. http://www.yaml.org – сайт спецификаций языка разметки YAML (дата обращения 24.06.2013).

36. Рыбина Г.В., Паронджанов С.С. Моделирование процессов взаимодействия интеллектуальных агентов в многоагентных системах // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2012. – № 1. – С. 3–15.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Трембач В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2013;(4(99)):52-62. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-4(99)-52-62

For citation: Trembatch V.M. E-LEARNING SYSTEMS USING INTELLECTUAL TECHNIQUES. Open Education. 2013;(4(99)):52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-4(99)-52-62

Просмотров: 218

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)