МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье предлагается методика диагностики степени информатизации образовательного процесса, рассмотрены основные критерии ее оценки. Отмечено, что информатизация образования немыслима не только без перманентного применения методов и средств работы с информацией, но и без информационной компетентности преподавателей и студентов. Информация образования стала социокультурной реальностью, что требует методики ее квалиметрической диагностики.
В статье рассматриваются особенности решения задачи прогнозирования перспективной потребности в выпускниках ВУЗов для условий предприятий ядерно-энергетического комплекса и анализируются современные методы решения подобных задач в зависимости от конкретных условий. Приводятся основные этапы решения задачи прогнозирования потребности отраслевых предприятий в молодых специалистах и расчетные результаты моделирования.
Контроль в учебном процессе выполняет диагностическую, обучающую, развивающую и воспитательную функции и поэтому является обязательным элементом любой технологии обучения. Основная проблема заочного обучения – отсутствие контроля студентов на промежуточных этапах учебного процесса. Разработана организация и методические материалы, направленные на минимизацию негативных последствий этой проблемы, реализованные при изучении химии студентами заочной формы обучения.
В работе проведено обоснование и исследование способов повышения уровня понимания математической информации при обучении студентов в педвузе. Предложены модель понимания, его измерители, а также средства обучения математике, повышающие уровень ее понимания.
Ошибочно формулируя базовые понятия процессного управления, мы рискуем неправильно решить, поставленные перед нами задачи – вместо процессного управления заняться автоматизацией, взамен процессной системы внедрить функционально-ориентированную. Не понимая особенностей исполняемой модели, мы проектируем ее как аналитическую, не закладываем в нее необходимые инструменты управления на этапе проектирования. Статья предназначена для аналитиков, которые владеют приемами аналитического моделирования бизнес-процесса и хотели бы перейти к разработке исполняемых моделей. Не определившись с терминологией, они не смогут стать профессионалами в области процессного управления.
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
В статье рассмотрены два фундаментальных типа данных – скаляр и вектор (массив), без умения работать с которыми невозможно решать на компьютере школьные и вузовские задачи по математике, физике, химии и другим техническим учебным дисциплинам. Затронуты некоторые фундаментальные основы преподавания информатики в школе и университете.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
Статья открывает цикл публикаций, посвященных построению информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки, которая обеспечивает решение экспертно-аналитических задач оценки текущего состояния качества образовательных услуг, формирование рекомендаций по повышению качества для администрации образовательного учреждения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Рассматриваются основные этапы развития электронных систем обучения. Описаны предпосылки появления интеллектуальных обучающих систем, содержание современных интеллектуальных технологий. Показаны перспективы развития интеллектуальных обучающих систем с применением многократно используемых компонентов (типовых технических решений). Представлена архитектура интеллектуальной обучающей системы с многократно используемыми компонентами. Показаны демо-примеры.
Предлагается функциональная модель процесса образования, рассматриваются особенности ее реализации на первобытно-общинном этапе развития общества. Проведен анализ основных входящих, исходящих информационных потоков, управлений и ресурсов. Показано, что структура модели не зависит от уровня развития общественной культуры и хорошо согласуется с результатами современных педагогических и исторических исследований.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена разработке формализованной модели представления разнородных предметных знаний для интеллектуальных обучающих систем в условиях неопределенности. Подобное моделирование позволит уже на стадии проектирования информационной системы избежать возникновения ошибок экспертов при определении критериев оценки компетентности, вариантов индивидуальных траекторий обучения, требований к типам и количеству форм представления знаний и тестовых заданий.
В статье предлагается модель открытой архитектуры для компонентных контекстно-зависимых систем компьютерного обучения с учетом потребностей программных приложений интеллектуальных учебных сред и адаптивных обучающих систем. Разрабатывается структура системы управления контентом на основе семантического веба. При построении системы управления контентом предлагается использовать модель на основе вероятностных автоматов. Разрабатывается сценарий обучения, возможности его адаптации. Описывается контекстный подход к персонализации стиля обучения.
Показана связь стратегических, тактических целей и стратегий, реализуемых нарушителем безопасности информационной системы. Разработаны семантические модели и алгоритмы для вывода целей и стратегий, описаны критерии и задачи для оценки параметров стратегий, основанные на представлении информационной системы в виде модели открытой среды.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Представлен опыт разработки сетевого электронного учебно-методического комплекса на платформе модульной объектно-ориентированной обучающей среды (MOODLE), предназначенного для обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. Разработанный комплекс позволяет интенсифицировать процесс обучения, создавая оптимальные условия для реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, а также усиливая мотивацию студентов к изучению языка за счет разнообразных форм и видов учебных заданий.
Представлена концепция непрерывного инженерного образования для образовательного комплекса детсад-школа-вуз. На основе пространственно-временной модели памяти и мышления определены дидактические требования к организации учебного процесса для обеспечения глубины и прочности знаний, формирования инженерного мышления учащихся. Предложена модель инженерной школы, реализующая необходимые требования за счет облачных и кластерных технологий разновозрастного обучения и мега-класса. Обозначены пути становления инженерной школы в г. Железногорске.
ISSN 2079-5939 (Online)