Современный общеобразовательный курс информатики в школе и вузе: методические подходы к развитию содержания


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-3(110-8-18

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития современного учебного курса информатики, отражающего современные парадигмы науки информатики и новые образовательные тенденции, в котором значительное место отводится формированию у обучаемых способности и готовности к самообразованию (метапредметные результаты образования). Предложен подход, который предполагает системное формирование метапредметного компонента учебного курса информатики, нацеленного на овладения учащимися методов излечения знаний и интеграцию на его основе эмпирически сложившихся направлений развития курса информатики: технико-технологического, естественнонаучного и гуманитарного. 


Об авторах

Э. В. Миндзаева
ФГБОУ «Институт содержания и методов обучения РАО»
Россия

Центр информационно-математического образования

к.п.н., ст.н.с.

Тел.: (495) 522-4139



С. А. Бешенков
ФГБОУ «Институт содержания и методов обучения РАО»
Россия

кафедра ИКТ ГБОУ ВПО «Академия социального управления», Центр информационно-математического образования

д.п.н., проф., вед.н.с.

Тел.: (495) 475-4435



Список литературы

1. Арнольд В.И. Дополнительные главы теории обыкновенных дифференциальных уравнений. – М.: Наука, 1978. – 304 с.

2. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 144 с.

3. Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. Образовательные стандарты второго поколения. Примерная программа по информатике для основной школы в рамках стандартов второго поколения / Материалы циклов всероссийских телемостов по вопросам федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Естественнонаучные дисциплины. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 77 с.

4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 143 с.

5. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Шутикова М.И. Гуманитарная информатика: от моделей и технологий к информационным принципам // Информатика и образование. – 2008 – №2 – С.3–8.

6. Бешенкова С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

7. Гиляревский Р.С. Понятие информации в информатике // Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, Г.З. Залаев, В.А. Цветкова, О.В. Барышева, А.А. Калин; под ред. Р.С. Гиляревского; авт.-сост. В.А. Цветкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

8. Гладкова А.Н. Русская культурная семантика: эмоции, ценности, жизненные установки. М.: Языки славянской культуры, 2010.

9. Журавлев Ю.И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики// Вопросы образования. 2005. №3. С. 200.

10. Зацман И.М. Концептуальный поиск и качество информации. — М.: Наука, 2003. 11. Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957.

11. Колин К.К. Философские проблемы информатики. М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. 263 с.

12. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы, Системы и средства информ., 2006,спецвыпуск, 7–58.

13. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.

14. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.

15. Миндзаева Э.В. Развитие общеобразовательного курса информатики в контексте становления «общества знания» [Текст] / Э.В.Миндзаева // Информатика и образование. – 2013 – № 10.

16. Миндзаева Э.В. Курс информатики как метапредмет [Текст]/ Э.В. Миндзаева//Метафизика. – 2013. – № 4(10).

17. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001 г. – 200 с.

18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х томах. Т. 2. – М: Мысль,1990. – 412 с.

19. Позитивная семиотика (о знаках, знаковых системах и семиотической деятельности) / А. Соломоник; Ред. Г. Крейдлин // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader@nomer=354. asp

20. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. Под ред. Бешенкова С.А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 176 с.

21. Ракитина Е.А. Построение общеобразовательного курса информатики на деятельностной основе автореф. дис. … докт. пед. Наук: 13.00.02 – М., 2002. – 48 с.

22. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 1999. – С. 384.

23. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р). Раздел 12 «Повышение грамотности населения в области информационных технологий».

24. Тростников В.Н. Мысли перед рассветом. – Москва, 1997. – С. 360.

25. Химера информации / И.М. Докучаев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artevik.narod.ru/ publ/himera_informatio.html

26. Шутикова М.И. Информационное моделирование – основа построения курсов информатики экономического профиля // Информатика и образование. – 2005. – № 7.

27. Whitehead A.N. Science and modern world. – An Anthology. N. Y., 1953, p. 456.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Миндзаева Э.В., Бешенков С.А. Современный общеобразовательный курс информатики в школе и вузе: методические подходы к развитию содержания. Открытое образование. 2015;(3(110):8-18. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-3(110-8-18

For citation: Mindzaeva E.V., Beshenkov S.A. A MODERN COMPREHENSIVE COURSE AT SCHOOL AND UNIVERSITY: APPROACHES TO THE CONTENT DEVELOPMENT. Open Education. 2015;(3(110):8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-3(110-8-18

Просмотров: 281

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)