Механизмы управления образованием


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71

Полный текст:


Аннотация

Донбасс является промышленным регионом, его многоотраслевые города объединяют схожие проблемы, которые значительно обострились. Военные действия на территории Донбасса способствовали появлению нового государства – Донецкой Народной Республики (ДНР), что повлекло коренные социально-экономические и политические преобразования, которые оказали существенное влияние на процессы организации жизнедеятельности региона. Строительство новой государственности, как стратегической цели ДНР, потребовало мобилизации всех видов и форм государственно-экономической политики, на ее достижение, среди которых ключевым направлениям является подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивающих не только управленческую деятельность вновь сформированных органов системы государственного управления, но и способных адаптироваться к новым условиям.
Как показывает сложившаяся практика образования в стране, используемые формы и методы образовательной деятельности, не позволяют, в полной мере, обеспечить решение возложенных на него задач в силу объективных и субъективных причин. Вместе с тем, в настоящее время, в Донецкой Народной Республике, начался процесс поиска путей совершенствования образования. Так, в 2015 году был принят Закон «Об образовании», который заложил правовую основу создания целостной ее системы, определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, разрабатываются новые стандарты образования. Но как показывает практика, в сложившейся системе образования, еще не выработана эффективная образовательная политика и не наработаны механизмы управления образованием, призванные обеспечить подготовку специалистов, как для социально-экономической сферы, так и для системы органов государственной власти.
В связи с этим была поставлена цель, используя инновационные формы и методы развития образовательного комплекса, провести поиск подхода, который бы в нынешних условиях развития государственности ДНР позволил провести совершенствование государственного управления образовательной отраслью как системой и государственных механизмов ее управления.
Трансформационные процессы, развитие рыночных отношений, а также спрос на повышение качества образовательных, воспитательных, учебных (дидактических) услуг дали основание к использованию основ менеджмента и маркетинга в отрасли образования и побуждают выйти за рамки только педагогических исследований этих проблем и рассмотреть их с позиции менеджмента и маркетинга.
Используя системный подход и метод «Дерево целей» предложена схема модернизации образовательного комплекса страны, в основе которой лежит система образовательного менеджмента, включающая административно-методический менеджмент, педагогический менеджмент, дидактический менеджмент. Эта система, базируется на методологии эдукологии, стратегического и проектного менеджмента, использовании новейших технологий управления и позволяет эффективно использовать ресурсы образовательных организаций.
Такой подход для определения роли и места образовательного менеджмента в системе государственного управления образованием, на наш взгляд, создаёт реальные основания для совершенствования мастерства всех преподавателей, в том числе тех, которые не имеют базового педагогического образования, для повышения компетентности всех менеджеров образования, которые являются государственными служащими.

 

 


Об авторах

В. Г. Гамаюнов
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики
Украина

К.н. по г.у., доцент кафедры инновационного менеджмента и управления проектами



А. Д. Шемяков
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики
Украина

Д.э.н., доцент кафедры теории управления и государственного администрирования 



Список литературы

1. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Каз.: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.

2. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 25–28.

3. Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. Новокузнецк, 2004. 269 с.

4. Максимова В.Н. Современный образовательный менеджмент: учебное пособие. СПб: ЛГУ, 2012. 264 с.

5. Авер’янов В.Б. Державне управління: проблеми адміністративно-правової теорії та практики / за заг. ред. В.Б. Авер’янова. К.: Факт, 2003. 384 с.

6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций; изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.

7. Енциклопедія державного управління: у 8 т. / Наук.-ред. колегія: Ю. В. Ковбасюк (голо-ва) та ін. К.: НАДУ, 2011. Т. 2. 692 с.

8. Закон Донецкой Народной Республики от 07.07.2015 № 55-IНС «Об образовании». URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/

9. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. К.: МАУАП, 1999. 288 с.

10. Материалы Международной электрон-ной науч.-практ. конф. «Компетентный выпускник нового времени». URL: http://new-time-ippo.blogspot.com/

11. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. 163 с.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

13. Друкер П. Постэкономическое общество. М., 1993. С. 20.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

15. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. М.: КноРус, 2008. 481 с.

16. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с.

17. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 688 с.

18. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. :Мысль, 1978. 272 с.

19. Черняк Ю.Н. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. 191 с.

20. Прокопцов В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. СПб.: СПб ГЛТА, 2004. 568 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гамаюнов В.Г., Шемяков А.Д. Механизмы управления образованием. Открытое образование. 2017;21(5):63-71. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71

For citation: Gamayunov V.G., Shemyakov A.D. Management mechanisms by education. Open Education. 2017;21(5):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71

Просмотров: 195

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)