Механизмы управления образованием
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71
Аннотация
Донбасс является промышленным регионом, его многоотраслевые города объединяют схожие проблемы, которые значительно обострились. Военные действия на территории Донбасса способствовали появлению нового государства – Донецкой Народной Республики (ДНР), что повлекло коренные социально-экономические и политические преобразования, которые оказали существенное влияние на процессы организации жизнедеятельности региона. Строительство новой государственности, как стратегической цели ДНР, потребовало мобилизации всех видов и форм государственно-экономической политики, на ее достижение, среди которых ключевым направлениям является подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивающих не только управленческую деятельность вновь сформированных органов системы государственного управления, но и способных адаптироваться к новым условиям.
Как показывает сложившаяся практика образования в стране, используемые формы и методы образовательной деятельности, не позволяют, в полной мере, обеспечить решение возложенных на него задач в силу объективных и субъективных причин. Вместе с тем, в настоящее время, в Донецкой Народной Республике, начался процесс поиска путей совершенствования образования. Так, в 2015 году был принят Закон «Об образовании», который заложил правовую основу создания целостной ее системы, определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, разрабатываются новые стандарты образования. Но как показывает практика, в сложившейся системе образования, еще не выработана эффективная образовательная политика и не наработаны механизмы управления образованием, призванные обеспечить подготовку специалистов, как для социально-экономической сферы, так и для системы органов государственной власти.
В связи с этим была поставлена цель, используя инновационные формы и методы развития образовательного комплекса, провести поиск подхода, который бы в нынешних условиях развития государственности ДНР позволил провести совершенствование государственного управления образовательной отраслью как системой и государственных механизмов ее управления.
Трансформационные процессы, развитие рыночных отношений, а также спрос на повышение качества образовательных, воспитательных, учебных (дидактических) услуг дали основание к использованию основ менеджмента и маркетинга в отрасли образования и побуждают выйти за рамки только педагогических исследований этих проблем и рассмотреть их с позиции менеджмента и маркетинга.
Используя системный подход и метод «Дерево целей» предложена схема модернизации образовательного комплекса страны, в основе которой лежит система образовательного менеджмента, включающая административно-методический менеджмент, педагогический менеджмент, дидактический менеджмент. Эта система, базируется на методологии эдукологии, стратегического и проектного менеджмента, использовании новейших технологий управления и позволяет эффективно использовать ресурсы образовательных организаций.
Такой подход для определения роли и места образовательного менеджмента в системе государственного управления образованием, на наш взгляд, создаёт реальные основания для совершенствования мастерства всех преподавателей, в том числе тех, которые не имеют базового педагогического образования, для повышения компетентности всех менеджеров образования, которые являются государственными служащими.
Об авторах
В. Г. ГамаюновУкраина
К.н. по г.у., доцент кафедры инновационного менеджмента и управления проектами
А. Д. Шемяков
Украина
Д.э.н., доцент кафедры теории управления и государственного администрирования
Список литературы
1. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Каз.: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.
2. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 25–28.
3. Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. Новокузнецк, 2004. 269 с.
4. Максимова В.Н. Современный образовательный менеджмент: учебное пособие. СПб: ЛГУ, 2012. 264 с.
5. Авер’янов В.Б. Державне управління: проблеми адміністративно-правової теорії та практики / за заг. ред. В.Б. Авер’янова. К.: Факт, 2003. 384 с.
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций; изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
7. Енциклопедія державного управління: у 8 т. / Наук.-ред. колегія: Ю. В. Ковбасюк (голо-ва) та ін. К.: НАДУ, 2011. Т. 2. 692 с.
8. Закон Донецкой Народной Республики от 07.07.2015 № 55-IНС «Об образовании». URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/
9. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. К.: МАУАП, 1999. 288 с.
10. Материалы Международной электрон-ной науч.-практ. конф. «Компетентный выпускник нового времени». URL: http://new-time-ippo.blogspot.com/
11. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. 163 с.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
13. Друкер П. Постэкономическое общество. М., 1993. С. 20.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
15. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. М.: КноРус, 2008. 481 с.
16. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с.
17. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 688 с.
18. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. :Мысль, 1978. 272 с.
19. Черняк Ю.Н. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. 191 с.
20. Прокопцов В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. СПб.: СПб ГЛТА, 2004. 568 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гамаюнов В.Г., Шемяков А.Д. Механизмы управления образованием. Открытое образование. 2017;21(5):63-71. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71
For citation:
Gamayunov V.G., Shemyakov A.D. Management mechanisms by education. Open Education. 2017;21(5):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-63-71