Инфраструктурная поддержка импортозамещения программного обеспечения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-52-60
Аннотация
Целью исследования является повышение эффективности процессов импортозамещения программного обеспечения. В процессе импортозамещения выделяем две проблемы, проблему переобучения огромного числа сотрудников организаций, в которых необходимо провести импортозамещение (сотни тысяч пользователей программного обеспечения) и проблему процесса выбора отечественного программного обеспечения для замены импортного. Весьма велико количество организаций, в которых необходимо заменить иностранное программное обеспечение на российское. Это несколько сотен крупных организаций. Количество российских программных продуктов, например, по офисному программному обеспечению, в реестре превышает 200 экземпляров. Каждый раз выбор влечет за собой как покупку небольших лицензий, так и развертывание, и опробование конкретного программного обеспечения во всем его объеме, а также его анализ экспертами. Этот процесс занимает много времени, если он реализуется без технической поддержки.
Авторами выдвигается гипотеза, что эти две проблемы: выбор и переобучение – можно эффективно решить на основе авторской технологии опережающего обучения и инструментального комплекса, поддерживающего эту технологию. В статье проводится анализ возможности использования данной технологии для переобучения, и исследуются полезные побочные эффекты, в виде оценки качества интерфейсов. Также проводится анализ типов пользователей организации. Авторы приходят к выводу, что большинство пользователей организации относятся к классу массовых профессиональных пользователей. В этом случае качество интерфейса является определяющим при выборе программного продукта для использования. Базируясь на понятиях, ментальной модели и модели представления, предложенных Аланом Купером, авторы разработали методику выбора отечественного программного продукта. Методика основывается на количественных показателях, полученных при деятельном ситуационном ознакомлении/обучении потенциальных пользователей с помощью компьютерной обучающей программы, являющейся точной (в смысле Крипке) функциональной и интерфейсной моделью выбираемого программного обеспечения. Эта методика обеспечивает эффективность выбора необходимого отечественного программного обеспечения за счет ввода промежуточного инфраструктурного элемента в виде организации, инструментально и методически поддерживающей процессы поиска.
Делается вывод о том, что такая организация не только повышает эффективность процесса импортозамещения, но и позволяет сделать общие предложения о направлении работ по улучшению качества интерфейса отечественного программного обеспечения. Внедрение и развитие предлагаемой методики, базирующейся на технологии опережающего обучения массовых профессиональных пользователей, в виде инфраструктурной части программы перехода на российское программное обеспечение обеспечит:
- уверенность, в возможностях российского программного обеспечения безболезненно заменить, используемые иностранные продукты;
- упрощение и ускорение процесса внедрения разработанного программного обеспечения, за счет сокращения сроков обучения пользователей и минимизации времени отвлечения разработчиков;
- получение объективных количественных результатов опережающего функционального и интерфейсного бета-тестирования внедряемого программного обеспечения;
- получение эффективного инструмента поддержки внедрения и оценки качества российского программного обеспечения, за счет сбора статистических данных для анализа внедряемого программного продукта.
Об авторах
В. К. ГригорьевРоссия
Виктор Карлович Григорьев – кандидат технических наук, доцент
Москва
А. А. Бирюкова
Россия
Анна Алексеевна Бирюкова – кандидат технических наук, доцент
Москва
М. А. Овчинников
Россия
Михаил Андреевич Овчинников – магистрант
Москва
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12. 2010 № 2299-р «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011–2015 годы». URL: http://base.garant.ru/6746035/ (дата обращения: 16.05.2018).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://base.garant.ru/71252170/ (Дата обращения: 16.05.2018).
3. Соловьев А.И. Импортозамещение в россии: проблемы и пути решения // Экономика. налоги. Право. 2016. № 4. С. 66–71.
4. Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе. Tadviser. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Импортозамещение_программного_обеспечения_в_госсекторе (Дата обращения: 01.03.2018).
5. Крайнова М.В. Импортозамещение программного обеспечения в России: актуальные вопросы и тенденции развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4 (29). С. 152–159.
6. Муравник В.Б., Захаренков А.И., Добродеев А.Ю. Некоторые предложения по подходу и порядку реализации политики и стратегии импортозамещения в интересах национальной безопасности и укрепления обороноспособности Российской Федерации // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 1 (14). С. 2–8.
7. Заботина Н.Н. Импортозамещение программного обеспечения в России: проблемы, планы и перспективы//Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 февраля 2016 г., г. Киров) в 3 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. 198 с.
8. Калюжный К. А. Состояние и перспективы импортозамещения в российской ИТ-отрасли // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 85–103.
9. Хлестова Д.Р., Попов К.Г. Проблемы импортозамещения в сфере информационной безопасности // Символ науки. 2016. № 4–3. С. 138–139
10. Россия в цифрах 2017. ФСГС. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm. (Дата обращения: 01.03.2018).
11. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. Р76. М., 2017. 686 с.
12. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. URL: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ (Дата обращения: 01.03.2018).
13. Григорьев В.К. Подсистема обучения. обязательная компонента информационно-управляющей системы // Образовательные технологии и общество. 2003. № 6. С. 139–153.
14. Иванова А.И., Морина А.И. Экспериментальное исследование сценария обучающий программ, базирующихся на технологии опережающего обучения // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. Ч. 1. С. 180–189.
15. Приказ Минкомсвязи России от 29.06.2017 N 334 (ред. от 25.09.2017) «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». СПС КонсультантПлюс
16. Купер А., Рейманн Р. М., Кронин Д., Носсел К. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия // СПб: Питер, 2017. 720 с.
17. Болбаков Р. Г., Цветков В. Я. Оценка качества образовательных порталов // Открытое образование. 2017. № 3. С. 22–28.
18. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. // СПб: Символ-Плюс, 2007. 272 с.
19. Лидовский В. В. Участие в развитии открытого ПО как образовательная технология // Открытое образование. 2015. № 4. С. 81–84.
20. Григорьев В.К. Инструментально-моделирующий комплекс для опережающего обучения МПП ИУС. Открытое образование. 2011. № 1. С. 44–55.
Рецензия
Для цитирования:
Григорьев В.К., Бирюкова А.А., Овчинников М.А. Инфраструктурная поддержка импортозамещения программного обеспечения. Открытое образование. 2018;22(3):52-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-52-60
For citation:
Grigoryev V.K., Biryukova A.A., Ovchinnikov M.A. Infrastructure support for software import substitution. Open Education. 2018;22(3):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-52-60