Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Идентификация структуры биоинформационных технологий в парадигме качества информационных систем

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-64-73

Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является анализ условий эффективного преподавания биоинформационных технологий в парадигме качества информационных систем с применением электронно-образовательных средств, а также компетент-ностно-деятельностного подхода в учебном процессе вуза. Актуальность темы определяется необходимостью развития качества учебного процесса и улучшению качества подготовки специалистов в области информационных технологий и систем. Предметом исследования является идентификация и анализ свойств структуры биоинформационных технологий в контексте обеспечения качества преподавания информационных технологий и систем. Объектом исследования выбран процесс подготовки бакалавров по направлению «бизнес-информатика», направленность «Прикладная информатика в гуманитарной сфере», магистров по направлению «Прикладная информатика», направленность: «Управление данными и знаниями в компьютерных сетях».

Материалы и методы исследования. В статье выполнен анализ свойств биоинформационных технологий. Изложены материалы применения электронно-образовательных ресурсов в учебном процессе в аспекте компетентностно-деятельностного подхода в улучшении профессиональных компетенций студентов. В работе использован набор методов исследования в рамках методологии биоинформационных технологий. Выполнен комплекс концептуальных, формализованных и компьютерных моделей, в частности, структурно-параметрический синтез. Метод реализован посредством построения модулей, нацеленных на выполнение последовательного распознавания свойств биоинформационных технологий.

Результаты. По результатам выполненных исследований установлена эффективность анализа свойств биоинформационных технологий в парадигме качества информационных систем и улучшения образовательного процесса по комплексу информационных дисциплин. Включение класса биоинформационных технологий в образовательный процесс расширяет и уточняет парадигму качества информационных технологий и систем и методологию их развития. Данное условие улучшает представление компетентностно-деятельностного подхода с учетом перспективных требований к подготовке специалистов.

Заключение. Эффективность подготовки ИТ-специалистов в вузах страны в значительной мере зависит от необходимости рассмотрения в образовательном процессе широкого класса информационных технологий. В этой связи следует констатировать о недостаточном внимании к биоинформационным технологиям. Особую значимость в развитии компетентностно-деятельностного подхода составляет условие рассмотрения свойств биоинформационных технологий в парадигме качества информационных систем. Возникает необходимость решения задач идентификации свойств биоинформационных технологий и их последующего синтеза с позиций требований, предъявляемых к качеству информационных систем. Решение задач выполняется на основе структурно-параметрического синтеза биоинформационных технологий. Синтез выполняется посредством реализации структурных модулей системы синтеза. Такой подход обеспечивает активизацию работы студентов по освоению профессиональных компетенций, улучшить успеваемость, уровень качества курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом перспективных требований к качеству подготовки ИТ-специалистов в Институте информационных технологий и безопасности Российского государственного гуманитарного университета.

Об авторах

Г. Н. Исаев
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Георгий Николаевич Исаев - кафедра информационных технологий и систем.

Москва



А. А. Роганов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Андрей Арьевич Роганов - кафедра информационных технологий и систем.

Москва



Список литературы

1. Исаев Г.Н. Управление качеством информационных систем: Теоретико-методологические основания. М.: Наука, 2011. 279 с.

2. Хачатрян В.А. Биоинформационные возможности микроорганизмов: потенциал клеточных механизмов управления процессами обновления человеческого организма на биоинформационном уровне. М., СПб.: ДИЛЯ; 2013. 249 с.

3. Леск А. Введение в биоинформатику. М.: Бином, 2013. 318 с.

4. Афонников Д.А., Иванисенко В.А. Биоинформатика: метод во главе угла. // Наука из первых рук. 2013. Т. 49. № 1. С. 50—59.

5. Булгаков В.П., Цициашвили Г.Ш. Биоинформационный анализ белковых сетей: поиск статистик и топологий, наиболее адекватно отвечающих запросам экспериментальных биологов (мини-обзор) // Биохимия. 2013. Т. 78. № 10. С. 1405-1411.

6. Лахно В.Д. Математическая биология и биоинформатика // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. № 9. С. 812-818.

7. Лахно В.Д. Прикладные задачи математической биологии и биоинформатики // Биофизика. 2011. Т. 56. № 6. С. 1071-1081.

8. Несговорова Г.П. Биоинформатика: пути развития и перспективы. В кн.: Информатика в науке и образовании. Сер. Выпуск 21 Конструирование и оптимизация программ. Новосибирск: НГУ, 2012. С. 71-89.

9. Павлов А.Н., Ермолаев Ю.М. Биоинформационная экология. М.: ИРИАС, 2011. 143 с.

10. Комышев Е.Г., Генаев М.А., Гун-бин К.В., Афонников Д.А. Biouniwa - система генерации web-сервисов и конвейеров для унифицированного доступа к ресурсам в области биоинформатики // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2013. Т. 17. № 4-1. С. 607-614.

11. Козлов Н.Н. Расчет генетического кода // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2010. № 26. 23 с.

12. Королев С.А., Любецкий В.А., Селиверстов А.В. Модель ранней эволюции геномов и формирования видов // Информационные процессы. 2013. Т. 13. № 4. С. 336-337.

13. Коротков Е.В., Короткова М.А. Биоинформатика и поиск сдвигов рамки считывания в генах // Информационные технологии и вычислительные системы. 2010. № 1. С. 3-23.

14. Коротков Е.В., Шеленков А.А, Короткова М.А. К вопросу о распознавании скрытой периодичности в последовательностях ДНК // Математическая биология и биоинформатика. 2013. Т. 8. № 2. С. 529-536.

15. Каменская М.А. Биоинформатика - новая дисциплина в системе высшего образоваия // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2005. № 1. С. 13-16.

16. Таратута В.П., Шорохов И.М. Системные исследования в современной науке. Сборник научных трудов. Новосибирск: НГУ, 1982. С. I-168.

17. Чернавский Д.С., Карп В.П., Родштат И.В., Никитин А.П., Чернавская Н.М. Распознавание, Аутодиагностика. Мышление. Синергетика и наука о человеке. М.: Радиотехника, 2004. 272 с.

18. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

19. Колотова Л. Пасека Савина: лечение онкологии продуктами пчеловодства. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/247706/paseka-savina-lechenie-onkologii-produktami-pchelovodstva/ (Дата обращения 18.05.2018).

20. Вогралик В.Г., Вогралик М.В. Пунктур-ная рефлексотерапия: Чжень-цзю. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во: 1988. 335 с.


Рецензия

Для цитирования:


Исаев Г.Н., Роганов А.А. Идентификация структуры биоинформационных технологий в парадигме качества информационных систем. Открытое образование. 2019;23(5):64-73. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-64-73

For citation:


Isaev G.N., Roganov A.A. Identification of the structure of bioinformation technologies in the paradigm of the quality of information systems. Open Education. 2019;23(5):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-64-73

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)