Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-44-53

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является оценка востребованности и эффективности разработанной и внедренной с 2017—2018 учебного года в учебный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России многоуровневой модульной автоматизированной системы обучения, контроля и анализа теоретических знаний, реализованной в форме компьютерной программы FireTest. Актуальность и необходимость разработки компьютерной программы обусловлены особенностями учебного процесса в образовательных учреждениях системы МЧС России, связанного с отрывом курсантов от учебных занятий для выполнения профилактических мероприятий и аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций, необходимости восполнения учебного материала и повышения интенсивности теоретической подготовки. Имеющиеся в свободном доступе компьютерные программы, предназначенные для теоретической подготовки и контроля, имеют часто ограниченные функциональные возможности, а программы, имеющие более широкий функционал, не позволяют организовать обучение с учетом требований безопасности к персональным и служебным данным, установленным в МЧС России.

Материалы и методы. Для исследования эффективности применения в образовательном процессе компьютерной программы FireTest применялись методы научно-педагогического исследования, основными из которых являлись наблюдение и педагогический эксперимент. Для обобщения полученных экспериментальных данных использовались методы синтеза и анализа информационных процессов, методы статистического анализа. Для оценки востребованности у курсантов и профессорско-преподавательского состава компьютерной программы FireTest использовались средства диагностики, имеющиеся непосредственно в программе, а также сервис «ЯндексМетрика».

Результаты. Для оценки эффективности программы FireTest проведено исследование уровня теоретических знаний курсантов экспериментальных групп, обучающихся в рамках контекстно-интеграционной модели и проходящих теоретическую подготовку посредством многоуровневой модульной автоматизированной системы обучения, контроля и анализа теоретических знаний и курсантов контрольных групп, обучающихся в традиционной форме. На основании полученных данных тестирования, сделан вывод о том, что внедрение в учебный процесс программы FireTest, статистически значимо влияет на процесс теоретического обучения и способствует повышению уровня теоретической подготовки курсантов. Полученные результаты подтверждены статистическим критерием, основанным на распределении Стьюдента, с возможной относительной погрешностью не более 5%.

Востребованность программы FireTest у профессорско-преподавательского состава подтверждена динамикой ее применения для организации тестирования и контроля теоретической подготовки. В 2018—2019 учебном году количество тестов, созданных для проверки теоретических знаний курсантов в программе FireTest, увеличилось в 3,3 раза по сравнению с 2017—2018 учебным годом. Курсанты для теоретической подготовки наиболее часто используют мобильные устройства, которые позволяют независимо от времени и места нахождения иметь доступ к теоретическому материалу для его изучения и проведения самоконтроля.

Заключение. Результаты применения программы FireTest в учебном процессе показали ее востребованность у курсантов и профессорско-преподавательского состава, что подтверждается средствами диагностического контроля непосредственно самой программы и сервиса «ЯндексМетрика». Программа FireTest является эффективным инструментом теоретической подготовки и контроля и способствует повышению уровня теоретических знаний курсантов, что подтверждено экспериментальными исследованиями, проведенными в период с 2017—2018 по 2018—2019 учебный год.


Об авторе

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Россия

Владислав Васильевич Булгаков - Заместитель начальника академии - начальник института профессиональной подготовки



Список литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия»; 2013. 208 с.

2. Носкова Т.Н., Баранова Е.В., Бочаров М.И. Информационные технологии в образовании: учебник. СПб.: Лань, 2016. 296 с.

3. Жигадло В.Э., Одинокая М.А., Шередеки-на О.А. Использование технологий мобильного обучения в самостоятельной работе студентов в техническом ВУЗе // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 68-72.

4. Савицкая Т.В., Егоров А.Ф., Глухано-ва А.А., Никитин С.А., Захарова А.Ю. Учебно-исследовательские и информационно-образовательные ресурсы в междисциплинарной автоматизированной системе обучения на основе интернет-технологий // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 5. С. 11-26.

5. Чайкина Е.В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 3. С. 91-96.

6. Mouza C., Barrett-Greenly T. Bridging the app gap: An examination of a professional development initiative on mobile learning in urban schools [Электрон. ресурс] // Computers and Education. 2015. Vol. 88. P. 1-14. Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360131515001104?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.04.009.

7. Althunibat A. Determining the factors influencing students’ intention to use m-learning in Jordan higher education [Электрон. ресурс] // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 65—71. Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563215004276?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.chb.2015.05.046.

8. Parkes M., Reading C., Stein S. Student preparedness for university e-learning environments [Электрон. ресурс] Internet and Higher Education. 2015. Vol. 25. P. 1—10. Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1096751614000724?via%3Dihub. DOI: 10.1016/J.IHEDUC.2014.10.002.

9. Khan A., Al-Shihi H., Al-Khanjari Z et al. Mobile Learning (M-Learning) adoption in the Middle East: Lessons learned from the educationally advanced countries [Электрон. ресурс] // Telematics and Informatics. 2015. Vol. 32(4). P. 909—920. Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0736585315000362?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.tele.2015.04.005.

10. Hung M. Teacher readiness for online learning: Scale development and teacher perceptions [Электрон. ресурс] // Computers and Education. 2016. Vol. 94. P. 120—133. Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360131515300841?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.11.012.

11. Sung Y., Chang K., Liu T. The effects of integrating mobile devices with teaching and learning on students’ learning performance: A meta-analysis and research synthesis [Электрон. ресурс] // Computers and Education. 2016. Vol. 94. P. 252— 275. Режим доступа: www.mendeley.com/catalogue/effects-integrating-mobile-devices-teaching-learning-students-learning-performance-metaanalysis-rese/. DOI: 10.1016/j.compedu. 2015.11.008.

12. Булгаков В. В. Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов // Открытое образование. 2018. Том 22. № 3. С. 4—13.

13. Булгаков В. В. Методика и организация работы преподавателя в автоматизированной системе обучения // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2 (70). C. 10—17.

14. Булгаков В. В. Организация самостоятельной подготовки курсантов посредством применения многоуровневой автоматизированной системы обучения, контроля и анализа уровня теоретических знаний // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2019. №1. С. 67—73.

15. Малый И. А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы: научно-методическое издание. Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2014. 109 с.

16. Аэромобильная группировка академии продолжает ликвидировать последствия масштабного паводка в Иркутской области [Электрон. ресурс] // Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. Режим доступа: https://sibpsa.ru/about_the_university/news/4065/. (Дата обращения: 28.08.2019).

17. Аэромобильная группировка МЧС России проводит в Ставрополье аварийно-восстановительные работы и оказывает адресную помощь населению пострадавших поселков [Электрон. ресурс] // МЧС России. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33213935. (Дата обращения: 28.08.2019).

18. АМГ института приняла участие в тушении лесного пожара [Электрон. ресурс] // Воронежский филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Режим доступа: http://vf.edufire37.ru/amg-instituta-prinyala-uchastie-v-tushenii-lesnogo-pozhara/. (Дата обращения: 28.08.2019).

19. Активная фаза аварийно-спасательных работ на месте обрушения дома в городе Иваново завершена. [Электрон. ресурс] // ГУ МЧС России по Ивановской области: Режим доступа: http://37.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4410809/. (Дата обращения: 28.08.2018).

20. Курсантов МЧС привлекли к профилактическим рейдам в жилом секторе Белгородской области [Электрон. ресурс] // Информационное агентство России «ТАСС». Режим доступа: http://tass.ru/mchs/4424217. (Дата обращения: 28.08.2019).

21. Глазов А.В., Емельянова В.Н. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и INDIGO // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 2. С. 519-527.

22. Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpring QuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166-167.

23. Лазарева Е.Г., Устинова И.Г., Пахомова Е.Г. Сравнительный анализ обучающих возможностей тестов «Айрен» и тестов на платформе MoodK в изучении дисциплин математического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12 (165). С. 81-85.

24. Ярославцев В.Л. Оценка предметных результатов обучения учащихся с использованием системы компьютерного тестирования «MyTestXpro» // Вестник науки и образования. 2016. № 3 (15). С. 45-49.

25. Рубцова Е.В. Пути совершенствования тестового контроля сформированности компетенций студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 81-84.

26. Шипова Л.Н., Фролова В.Н. Программный комплекс ACT-Тест: разработка тестовых материалов оценки теоретической подготовки обучающихся в системе СПО // Нижегородское образование. 2017. № 3. С. 62-66.

27. Абушкин Д.Б., Селезнева Н.Н. Применение облачных сервисов Google для организации проверки знаний учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2015. №4. С. 38-46.

28. Шаверская О.Н. Использование приложений Google в работе учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. №4. С. 44-49.

29. Лученецкая-Бурдина И.Ю., Федотова А.А. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 131-135.

30. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS Moodle // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1. С. 172-174.

31. Макуха Л.В., Селезова А.А., Сидоров А.Ю. Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 78-84.

32. Булгаков В.В. Применение информационно-телекоммуникационных технологий в современном образовательном процессе при реализации игровой формы обучения и контроля теоретических знаний курсантов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №2 (30). С. 100-106.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Булгаков В.В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Открытое образование. 2019;23(5):44-53. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-44-53

For citation: Bulgakov V.V. Improving the quality of theoretical training of cadets with the help of information and communication technologies. Open Education. 2019;23(5):44-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-44-53

Просмотров: 42

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)