Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-54-63

Полный текст:


Аннотация

Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения

Цель исследования. На современном этапе развития общества особенно актуальной является задача повышения процесса качества образования и основным инструментом её решения является внедрение в образовательный процесс новых федеральных образовательных стандартов. Сформированные в процессе обучения компетенции, и связанные с ними знания, умения и навыки с учетом социально-личностных качеств обучающихся являются основными компонентами разрабатываемой компетентностной модели выпускника на базе новых образовательных стандартов высшего образования. Поэтому, основной целью исследования является разработка методики оценки уровня сформированности компетенций обучающихся с учетом социально-личностных качеств в рамках разрабатываемой компетентностной модели выпускника.

Материалы и методы. Для решение поставленной цели исследования была разработана методика оценки сформирован-ности компетенций обучающихся в рамках разрабатываемой компетентностной модели выпускника. Формирование данной методики основывается на проектировании компетентност-но-дисциплинарной модели, которая отражает взаимосвязь компетентностной модели выпускника и соответствующей образовательной программы. В настоящее время не разработана объективная модель, которая определяет уровень сложности заданий для каждого обучающегося, поэтому в действительности используются приближенные методы, к которым относится и адаптивное тестирование. В проектируемой модели применяется метод адаптивного тестирования, основывающийся на теории тестовых заданий: если обучающийся верно отвечает на полученное задание, то сложность следующего задания повышается, если отвечает неверно, то сложность задания снижается. При разработке компетентностно-ориентированной образовательной программы учитывается тот фактор, что обучающийся не приступает к изучению следующего предмета, до тех пор, пока не освоит в достаточной степени дисциплины, на которых основывается следующий изучаемый предмет. Для определения необходимых межпредметных связей используем взвешенную семантическую сеть, для построения которой сформируем матрицу смежности. В формируемой матрице в качестве узлов выступают дисциплины, соединенные дугами, отражающими зависимость формируемых компетенций одной дисциплины с компетенциями последующей дисциплины.

Результаты. В результате проведенного анализа существующих методов была спроектирована модель оценки качества обучения с учетом социально-личностных качеств. Для оценки уровня сформированности компетенций был выбран метод адаптивного тестирования. Основной задачей адаптивного тестирования выступает не просто выставление оценки обучающемуся, а определение уровня его подготовки, что возможно только при подборе индивидуальных вопросов, выявляющий уровень его подготовки. Для достоверного выявления уровня сформированности социально-личностных качеств использовался полученный адаптированный вариант многофакторного опросника Р. Кетелла, в котором в качестве компонентов выступают сформированные группы личностных качеств. Разработаны алгоритмы работы адаптивного тестирования для оценки уровня компетентности обучающегося в рамках освоения учебных дисциплин, а также оценки имеющихся социально-личностных качеств обучающихся.

Заключение. Научная новизна работы заключается вразработ-ке компетентностной модели выпускника не только с учетом оценки уровня сформированности компетенций обучающегося, но и с учетом социально-личностных качеств.

Результаты проведенного исследования актуальны и имеют практическую значимость организаций высшего образования для решения задач оценки уровня обучения в рамках компе-тентностного подхода.

Материалы и методы. Для решение поставленной цели исследования была разработана методика оценки сформированности компетенций обучающихся в рамках разрабатываемой компетентностной модели выпускника. Формирование данной методики основывается на проектировании компетентностно-дисциплинарной модели, которая отражает взаимосвязь компетентностной модели выпускника и соответствующей образовательной программы. В результате проведенного анализа существующих методов оценки уровня сформированности компетенций был выбран метод адаптивного тестирования. Основной задачей адаптивного тестирования выступает не просто выставление оценки обучающемуся, а определение уровня его подготовки, что возможно только при подборе индивидуальных вопросов, выявляющий уровень его подготовки. Для достоверного выявления уровня сформированности социально-личностных качеств использовался полученный адаптированный вариант многофакторного опросника Р. Кетелла, в котором в качестве компонентов выступают сформированные группы личностных качеств. Разработаны алгоритмы работы адаптивного тестирования для оценки уровня компетентности обучающегося в рамках освоения учебных дисциплин, а также оценки имеющихся социально-личностных качеств обучающихся.

Научная новизна работы заключается в разработке компетентностной модели выпускника не только с учетом оценки уровня сформированности компетенций обучающегося, но и с учетом социально-личностных качеств.

Результаты проведенного исследования актуальны и имеют практическую значимость организаций высшего образования для решения задач оценки уровня обучения в рамках компетентностного подхода.

Об авторах

Е. Н. Шафоростова
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

Елена Николаевна Шафоростова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Автоматизированных систем управления (АСУ) , начальник отдела организации практик и стажировок НИТУ "МИСиС".

Москва



А. А. Валова
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

Анастасия Александровна Валова – инженер.

Москва



Список литературы

1. Dancer L.J. and Woods S.A. Higherorder factor structures and intercorrelations of the 16PF5 and FIRO-B // International Journal of Selection and Assessment: 2003. P. 385—91.

2. Templin J., Bradshaw L. The Use and Misuse of Psychometric Models. Psychometrika. 2014. 79 (2): 347-354.

3. Белоус Н. В. Модель адаптивного контроля знаний // Радиоэлектроника, информатика, управление. 2010. № 1. С. 39-45.

4. Герасимова И.Б., Уразбахтина Л.Р. Когнитивная модель взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения на основе триад // Вестник УГАТУ. 2012. № 3. С. 252-258.

5. Глущенко А.И. Разработка метода адаптивного управления обучением по индивидуальной образовательной траектории // Диссертация на соискателя ученой степени кандидат технических наук Москва. 2009.

6. Глущенко, А.И., Ю.И. Еременко О формализации процесса обеспечения взаимопреемственности дисциплин при разработке индивидуального учебного плана // Сборник международной научной конференции «Сложные системы управления и менеджмент качества CCSQM’2007». Старый Оскол: 2007. С. 276-281.

7. Есенбаева Г.А., Какенов К.С. Оценка факторов, влияющих на качество образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2. С. 241-243.

8. Иванченко И.В. Проблема повышения качества образования в вузе [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 5.1. С. 18-22. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/109/26315.

9. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений 2-е изд. М.: Логос, 2003. 392с.

10. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2004. 271 с.

11. Махныткина О.В. Моделирование и оптимизация индивидуальной траектории обучения студента: автореф. дис. канд. тех. наук: 05.13.10 Новосибирск, 2013. 23 с.

12. Наумова С.В. Модели и методы автоматизированного синтеза учебных планов высшего образовании: диссертация канд. тех. наук: 05.13.18. Саратов, 2005. 126 с.

13. Николаева Д.Р. Наше мнение о создании карт компетенции (некоторые примеры и разъяснения) // Проблемы реализации компетент-ностного подхода российском профессиональном образовании: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Тюмень: 2010. С. 116-118.

14. Николаева Д.Р. Обобщенная математическая модель формирования и оценивания профессиональных компетенций // Материалы III международной научно-практической конференции Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. Прага: 2016. С. 61-64.

15. Шалкина Т.Н., Николаева Д.Р. Формирование базы данных многоуровневых профессионально-ориентированных заданий как средства развития компетенций студентов в области информатики и вычислительной техники // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 73-78

16. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи. М.: МЗ-Пресс, 2004. 67с.

17. Седых И.Ю. Оценка качества обучения в современном вузе. Современная математика и концепции инновационного математического образования. М.: ООО «Издательский дом МФО». 2016. ISSN: 2412-9895.

18. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

19. Шафоростова Е.Н., Валова А.А. Разработка методики оценки профессиональных компетенций обучающихся. Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума. Вып. 2. М.: Издательский дом ГУУ, 2018. 459 с. С. 265-272.

20. Шафоростова Е.Н., Валова А.А. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований работодателя. Иннтегра-ция научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров // Материалы XX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 109-114.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шафоростова Е.Н., Валова А.А. Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения. Открытое образование. 2019;23(5):54-63. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-54-63

For citation: Shaforostova E.N., Valova A.A. Competence model scheming of the graduate as an assessment tool for the quality of education. Open Education. 2019;23(5):54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-54-63

Просмотров: 40

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)