Научные кружки как компонент развития практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Строительство»


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22

Полный текст:


Аннотация

Современный образовательный процесс, включающий теоретическое и практическое освоение основной образовательной программы, предусматривает, что 40% основной информации обучающийся получает во время аудиторных занятий, остальные 60% — для самостоятельного изучения. Научно-исследовательские, научно-практические и творческие кружки в учебных заведениях разного уровня (школа, колледж, университет) помогают талантливой и заинтересованной молодёжи развивать способности и находить им практическое применение. При этом значительную помощь оказывает использование современных методов обучения посредством электронного (дистанционного) образования, включая системы электронных учебно-методических комплексов дисциплин и практик; системы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, в том числе и производственные предприятия. Задача данной статьи — выполнить анализ эффективности работы научных кружков в учебных заведениях строительного направления с целью формирования заинтересованности в выбранной профессии, развития творческих и конструктивных навыков талантливой молодежи, возможности реализации их авторских идей и «продуктов» изобретательского труда на рынке товаров и услуг, а также внедрения разработок в образовательный процесс базового учебного заведения и привлечения школьников к проектной работе в рамках сетевого взаимодействия на региональной сетевой площадке.

Роль руководителя кружка — вызвать интерес обучающихся к предложенной тематике исследований, научить использовать компьютерные технологии не только с целью поиска данных о новых технических решениях, но и обмена информацией между участниками образовательного процесса, т.е. поиск единомышленников, в том числе и из других учебных заведений разных регионов. Работа в кружках технического творчества во многом облегчает процесс освоения профессий и специальностей, даёт возможность расширить и углубить область знаний, позволяет студентам самим руководить процессом, а преподавателям часть этого опыта переносить на занятия в учебные аудитории к более широким массам, привлекать всех желающих к новым проектам.

Это даёт возможность получать более качественные знания, повышение уровня обученности и высокие результаты обучаемости студентов и школьников, подготовки последних для поступления в вузы путем повышения мотивации за счет разнообразных форм технологий, в том числе и электронного, интерактивного обучения.

Современные условия труда делают конкурентоспособными тех выпускников, которые могут доказать свою профессиональную многопрофильность, разносторонность знаний и интересов, высокую адаптированность к любым условиям труда, а также высокий потенциал саморазвития. В существующих на данный момент условиях рынка труда сохраняется спрос исключительно на высококвалифицированных специалистов рабочих профессий, среднего звена (бригадир, мастер) и руководящего состава (например, производитель работ). И в подобных условиях одного диплома об образовании недостаточно для желающих быстро передвигаться по карьерной лестнице вверх.

Таким образом, при низких затратах на передачу и обмен информации (знаний и опыта) получаем возможность обеспечить как индивидуальный, так и коллективный способ развития изыскательских и творческих способностей учащихся, сформировать заинтересованные в дальнейшем саморазвитии личности, и как результат — подготовленных к профессиональной деятельности выпускников.


Об авторах

Н. И. Тарасеева
Пензенским государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Нелли Ивановна Тарасеева



О. В. Баулина
Пензенский колледж архитектуры и строительства
Россия

Оксана Владимировна Баулина



Н. А. Дежинова
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж
Россия

Наталия Александровна Дежинова



Список литературы

1. Кирдянкина С.В. Подпрограмма «Одаренные дети» // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. 2007. № 4.

2. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Том II.

3. Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки // Открытое образование. 2019. 23(2). С. 14—22. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-14-22.

4. Глубокое пике «Новой экономики» // Бизнес журнал для малого и среднего бизнеса. 2008. № 5. С. 76.

5. Антонин М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63.

6. Путин В. В. О среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге // ГлавСправ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.lavsprav.ru/spb/spo/joumal/392/

7. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 19-26.

8. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edutools.h12.ru/compare//

9. Солянкина Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента. Волгоград: 1999. 217 с.

10. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогическое общество России, 2001.

11. Благов Е.Ю., Лещева И.А., Щербан С.А. Онтологический подход в практике образовательной деятельности: формирование траекторий индивидуального профессионального развития студентов. // Открытое образование. 2018. 22(5). С. 26-39. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-26-39

12. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том III.

13. Осипов А.М., Карстанье П., Тума-лев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 108-115.

14. Тарасеева Н.И., Баулина О.В., Сухова О.И., Сухов Я.И. Проектная деятельность в области ландшафтного дизайна и строительства (как компонент развития практических навыков студентов) // Актуальные проблемы науки и практики в различных отраслях народного хозяйства: сб. докладов II Национальной научно-практической конференции. Часть 1 Градостроительство и архитектура. Пенза: ПГУАС, 2019. С. 72-76.

15. Бартенев А.Н. Авторская мастерская как форма образовательной деятельности // Профессиональное образование. 2008. № 5. С. 14.

16. Масляков Е.Г. Техническое творчество в системе среднего профессионального образования. М.: 2007.

17. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Стажировка как фактор будущего трудоустройства студентов [Электрон. ресурс] // Аллея науки. 2017. № 12 (2). С. 328-331. Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/August17/

18. Обучение по профессии «сварщик» с помощью новых образовательных технологий. М.: 2008.

19. Васин С.А., Голоден О.Ю., Бесфамильная С.В. инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М.: 1999.

20. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20959.

21. Ратникова Е.В. Диагностика типов профессионального мастерства преподавателя // Профессиональное образование. 2008. № 4. С. 10.

22. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТРТУ, 2001. С. 179-196.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасеева Н.И., Баулина О.В., Дежинова Н.А. Научные кружки как компонент развития практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Строительство». Открытое образование. 2019;23(5):14-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22

For citation: Taraseeva N.I., Baulina O.V., Dezhinova N.A. Research discussion groups as a component of the development of practical skills of students in the field of training “Construction”. Open Education. 2019;23(5):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22

Просмотров: 92

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)