Научные кружки как компонент развития практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Строительство»
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22
Аннотация
Современный образовательный процесс, включающий теоретическое и практическое освоение основной образовательной программы, предусматривает, что 40% основной информации обучающийся получает во время аудиторных занятий, остальные 60% — для самостоятельного изучения. Научно-исследовательские, научно-практические и творческие кружки в учебных заведениях разного уровня (школа, колледж, университет) помогают талантливой и заинтересованной молодёжи развивать способности и находить им практическое применение. При этом значительную помощь оказывает использование современных методов обучения посредством электронного (дистанционного) образования, включая системы электронных учебно-методических комплексов дисциплин и практик; системы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, в том числе и производственные предприятия. Задача данной статьи — выполнить анализ эффективности работы научных кружков в учебных заведениях строительного направления с целью формирования заинтересованности в выбранной профессии, развития творческих и конструктивных навыков талантливой молодежи, возможности реализации их авторских идей и «продуктов» изобретательского труда на рынке товаров и услуг, а также внедрения разработок в образовательный процесс базового учебного заведения и привлечения школьников к проектной работе в рамках сетевого взаимодействия на региональной сетевой площадке.
Роль руководителя кружка — вызвать интерес обучающихся к предложенной тематике исследований, научить использовать компьютерные технологии не только с целью поиска данных о новых технических решениях, но и обмена информацией между участниками образовательного процесса, т.е. поиск единомышленников, в том числе и из других учебных заведений разных регионов. Работа в кружках технического творчества во многом облегчает процесс освоения профессий и специальностей, даёт возможность расширить и углубить область знаний, позволяет студентам самим руководить процессом, а преподавателям часть этого опыта переносить на занятия в учебные аудитории к более широким массам, привлекать всех желающих к новым проектам.
Это даёт возможность получать более качественные знания, повышение уровня обученности и высокие результаты обучаемости студентов и школьников, подготовки последних для поступления в вузы путем повышения мотивации за счет разнообразных форм технологий, в том числе и электронного, интерактивного обучения.
Современные условия труда делают конкурентоспособными тех выпускников, которые могут доказать свою профессиональную многопрофильность, разносторонность знаний и интересов, высокую адаптированность к любым условиям труда, а также высокий потенциал саморазвития. В существующих на данный момент условиях рынка труда сохраняется спрос исключительно на высококвалифицированных специалистов рабочих профессий, среднего звена (бригадир, мастер) и руководящего состава (например, производитель работ). И в подобных условиях одного диплома об образовании недостаточно для желающих быстро передвигаться по карьерной лестнице вверх.
Таким образом, при низких затратах на передачу и обмен информации (знаний и опыта) получаем возможность обеспечить как индивидуальный, так и коллективный способ развития изыскательских и творческих способностей учащихся, сформировать заинтересованные в дальнейшем саморазвитии личности, и как результат — подготовленных к профессиональной деятельности выпускников.
Об авторах
Н. И. ТарасееваРоссия
Нелли Ивановна Тарасеева
О. В. Баулина
Россия
Оксана Владимировна Баулина
Н. А. Дежинова
Россия
Наталия Александровна Дежинова
Список литературы
1. Кирдянкина С.В. Подпрограмма «Одаренные дети» // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. 2007. № 4.
2. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Том II.
3. Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки // Открытое образование. 2019. 23(2). С. 14—22. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-14-22.
4. Глубокое пике «Новой экономики» // Бизнес журнал для малого и среднего бизнеса. 2008. № 5. С. 76.
5. Антонин М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63.
6. Путин В. В. О среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге // ГлавСправ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.lavsprav.ru/spb/spo/joumal/392/
7. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 19-26.
8. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edutools.h12.ru/compare//
9. Солянкина Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента. Волгоград: 1999. 217 с.
10. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогическое общество России, 2001.
11. Благов Е.Ю., Лещева И.А., Щербан С.А. Онтологический подход в практике образовательной деятельности: формирование траекторий индивидуального профессионального развития студентов. // Открытое образование. 2018. 22(5). С. 26-39. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-26-39
12. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том III.
13. Осипов А.М., Карстанье П., Тума-лев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 108-115.
14. Тарасеева Н.И., Баулина О.В., Сухова О.И., Сухов Я.И. Проектная деятельность в области ландшафтного дизайна и строительства (как компонент развития практических навыков студентов) // Актуальные проблемы науки и практики в различных отраслях народного хозяйства: сб. докладов II Национальной научно-практической конференции. Часть 1 Градостроительство и архитектура. Пенза: ПГУАС, 2019. С. 72-76.
15. Бартенев А.Н. Авторская мастерская как форма образовательной деятельности // Профессиональное образование. 2008. № 5. С. 14.
16. Масляков Е.Г. Техническое творчество в системе среднего профессионального образования. М.: 2007.
17. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Стажировка как фактор будущего трудоустройства студентов [Электрон. ресурс] // Аллея науки. 2017. № 12 (2). С. 328-331. Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/August17/
18. Обучение по профессии «сварщик» с помощью новых образовательных технологий. М.: 2008.
19. Васин С.А., Голоден О.Ю., Бесфамильная С.В. инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М.: 1999.
20. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20959.
21. Ратникова Е.В. Диагностика типов профессионального мастерства преподавателя // Профессиональное образование. 2008. № 4. С. 10.
22. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТРТУ, 2001. С. 179-196.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасеева Н.И., Баулина О.В., Дежинова Н.А. Научные кружки как компонент развития практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Строительство». Открытое образование. 2019;23(5):14-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22
For citation:
Taraseeva N.I., Baulina O.V., Dezhinova N.A. Research discussion groups as a component of the development of practical skills of students in the field of training “Construction”. Open Education. 2019;23(5):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-5-14-22