Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-55-64

Полный текст:


Аннотация

Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие управленческих компетенций студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Актуальность данной проблемы обусловлена переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью успешно решать практические и теоретические задачи на своих рабочих местах, в том числе, с использованием современных информационных технологий.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа и сравнения уже существующих подходов к решению проблемы, а в качестве основного метода был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение субъектов и объектов образовательной деятельности в высшем учебном заведении как элементов управленческой системы. В этом контексте образовательная деятельность студентов исследуется с позиций демократизации управления, в том числе, соуправления и самоуправления. В целях повышения эффективности образовательного процесса рассмотрена возможность использования системы дистанционного обучения (СДО) Moodle в качестве программной среды для разработки и размещения учебных и методических материалов, организации на их основе учебного процесса, включая оценку образовательных достижений студентов. Апробация разработанной технологии проведена в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами в рамках учебных дисциплин направления подготовки — «Менеджмент: 38.03.02», направленность (профиль) программы — «Менеджмент организации» и «Антикризисное управление», уровень высшего образования — «Бакалавриат», а также в работе с магистрантами направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность (профиль) программы «Стратегическое и корпоративное управление".

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная информационно-педагогическая технология с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle, основанная на вовлечении обучающихся в управленческую деятельность, задействующая в образовательном процессе механизмы демократизации и инклюзии, способствующая развитию в студенческих и магистерских группах организационной культуры команды и способности работать в конкурентной среде. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет придать подготовке студентов и магистрантов практико-ориентированный характер уже на первом курсе их обучения в университете. Опрос студентов и магистрантов в ходе и по итогам изучения учебных дисциплин с использованием рассматриваемой информационно-педагогической технологии свидетельствует о том, что она им нравится. Абсолютное большинство студентов и магистрантов в анкетах отметили, что они удовлетворены качеством преподавания и результатами собственной деятельности, а также формирующимися в результате работы позитивными взаимоотношениями в коллективе.

Заключение. Предлагаемая технология гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, и позволяет организовать управленческую практику студентов и магистрантов непосредственно на занятиях в вузе. Таким образом уже на первых стадиях обучения в университете реализуется практико-ориентированный подход, направленный на формирование и развитие у студентов и магистрантов управленческих и цифровых компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.


Об авторе

Ю. Л. Загуменнов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Минский филиал
Беларусь

Юрий Леонидович Загуменнов

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, учета и финансов

Минск



Список литературы

1. Васина Ю.М., Панферова Е.В., Яковлева А.Е. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе // Обеспечение качества образовательного процесса: традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (15 апреля 2015 г., Тула). Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. С. 55-58.

2. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. № 2. С. 23-27.

3. Шмелева М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6 (113). С. 25-30.

4. Миронова А.Г., Кузьменко Л.А., Краснова Д.С. Контекстно-компетентностный подход в подготовке бакалавров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции (15 октября 2014 г., Красноярск). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. С. 274-277.

5. Кондратьев И.В. Модульное обучение - перспективное направление построения учебного процесса в вузах МВД Республики Казахстан // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. № 11 (2). С. 103-104.

6. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.

7. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровиза- ции // Открытое образование. 2019. № 23 (4). С. 13-22. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.

8. Махмутова М.В., Сеничева Е.И., Акимова О.А. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза // Открытое образование. 2019. № 23 (6). С. 50-58. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-6-50-58.

9. Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки // Открытое образование. 2019. № 23 (2). С. 14-22. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-2-14-22.

10. Качан Д.А., Богатко А.В., Богатко И.Н., Енин С.В., Кулаженко В.Г., Лазарев В.С., Лис П.А., Скалабан А.В., Юрик И.В. Интеграция информационных ресурсов открытого доступа для обеспечения научно-образовательного процесса в учреждениях высшего образования // Открытое образование. 2018. № 22 (4). С. 5363. DOI: 10.21686/1818-4243-2018-4-53-63.

11. Кузбасский C. Онлайн-образование против образования: подмена очного образования дистанционным. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://netreforme.org/news/onlayn-obrazovanie-protiv-obrazovaniya-podmena-ochnogo-obrazovaniya-distantsionnyim/. (Дата обращения: 20.02.2020).

12. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8 (2). С. 362-364.

13. Фертикова, Д.О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 40-42.

14. Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей // Открытое образование. 2020. 24 (1). C. 21-33. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-1-21-33.

15. Пучковская Т.О. Использование технологии дистанционного обучения в образовательной практике // Цифровая трансформация образования: Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции (30 мая 2018 г., Минск,). Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 421—424.

16. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции (25 января 2019 г., Москва.). В 2-х частях, С. 205-209.

17. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Международной научной конференции (14—17 октября 2018 г. Москва.). Под общей редакцией В. В. Гриншкуна. В двух томах, Том 2. М.: РУДН, 2018. С. 383—387.

18. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. Шамовские чтения: Методолого-теоретический ресурс развития научной школы управления образовательными системами // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции (25 января 2019 г., Москва). В 2-х частях, .: 5 за знания,

19. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. 100 с.

20. Загуменнов, Ю.Л. Демократизация управления в высшей школе // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник научных трудов XI Международной научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. М.: 5 ния, МПГУ, 2019. C. 48—51.

21. Мартысюк П.Г. Нравственно-правовая ответственность в принятии управленческих решений // В сборнике: Право и современная экономика: сборник материалов I Международной научно-практической конференции юридического факультета. СПБ.: СПбГЭУ, 2018. С. 31—33.

22. Загуменнов Ю.Л. Цифровизация образования — от эксклюзивности к инклюзии // Трансформация системы высшего образования в цифровой экономике — вынужденная необходимость или естественный процесс? Материалы Международной научно-практической конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (30 мая 2019 г.). М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 42—49.

23. Buchner A. Moodle 3 Administration. Third Edition // Packt Publishing, 2016. 492 c.

24. Как работать с онлайн конструктором тестов plickers? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: mnhttp://didaktor.ru/kak-rabotat-s-onlajn-konstruktorom-testov-plickers. (Дата обращения:

25. Costa A., Kallick B. «Through the Lens of a Critical Friend» // Educational Leadership. 1993. № 51 (2). С. 49—51.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Загуменнов Ю.Л. Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе. Открытое образование. 2020;24(2):55-64. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-55-64

For citation: Zagoumennov I.L. Development of Managerial Competencies of Students on the Basis of Democratization and Informatization of Educational Process at the University. Open Education. 2020;24(2):55-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-55-64

Просмотров: 121

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)