Доступность массовых открытых онлайн курсов по компьютерным наукам и программированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-47-62

Полный текст:


Аннотация

   

Цель исследования: оценка доступности русскоязычных массовых открытых онлайн курсов (МООК) по компьютерным дисциплинам и программированию. Результаты исследований последних лет показывают, что МООК имеют множественные нарушения веб-доступности, как со стороны платформ, так и со стороны авторского контента. Доступность МООК по компьютерным дисциплинам и программированию до настоящего времени не оценивалась. В то же время, специфика онлайн-курсов по программированию требует повышенного внимания к веб-доступности контента для лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно в части программного кода.

Материалы и методы. Отбор МООК осуществлялся в июле 2020 года путем просмотра каталогов платформ с русскоязычным контентом. Автоматический анализ веб-доступности выполнялся с помощью онлайн-инструмента WAVE. Для экспертного анализа использовали чек-листы доступности с кватернальной системой оценки по 69 признакам. Тремя экспертами оценивалась общая доступность платформ, доступность видеолекций, цифровых документов, тестов и программного кода.

Результаты. Обнаружено 65 курсов по компьютерным дисциплинам (Coursera 32, Stepik 33). Все курсы имеют нарушения веб-доступности. Наибольшее количество недостатков относится к общей доступности платформ. В результате автоматической и экспертной проверок зафиксированы следующие нарушения: низкий контраст между фоном и текстом; ошибки навигации, связанные с отсутствием меток в атрибутах; пустые ссылки и кнопки; отсутствие альтернативного текста для ссылок и изображений; ошибки идентификации форм; отсутствие пользовательских настроек веб-страницы; погрешности в клавиатурном доступе к медиаплеерам; нарушения структуры и логики прочтения страницы, создающие проблемы воспроизведения вспомогательными технологиями и текстовыми браузерами. Нарушения, обнаруженные в авторском контенте, связаны с некомпетентностью в области веб-доступности авторов и разработчиков МООК. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: отсутствие конспектов лекций, эквивалентных видеоряду; некорректная формулировка гиперссылок; отсутствие программно определенной структуры документа; использование в тексте фрагментов, которые нельзя воспроизвести программой экранного доступа. Вспомогательные технологии практически всегда воспроизводят программный код с ошибками и пропусками, а встроенные компиляторы имеют нарушения доступности визуального интерфейса и обратной связи.

Заключение. Для повышения веб-доступности МООК по компьютерным дисциплинам и программированию необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) исправить общие ошибки доступности платформ и привести контент уже опубликованных МООК в соответствие с требованиями веб-доступности Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1; 2) допускать к публикации на платформах только те курсы, которые прошли процедуру оценки веб-доступности; 3) обучать лиц, причастных к производству МООК, основам веб-доступности и разрабатывать новые курсы согласно положениям WCAG 2.1; 4) уделить внимание созданию эргономичных компиляторов, согласно требованиям к доступному программному обеспечению и инструментам веб-разработки.


Об авторах

Е. А. Косова
Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
Россия
         

Екатерина Алексеевна Косова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики,

РИНЦ Author Id: 731338

Симферополь



А. С. Гапон
Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
Россия

Александра Сергеевна Гапон – студент

Симферополь

 


К. И. Редкокош
Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
Россия

Кирилл Игоревич Редкокош – студент

Симферополь

 


Список литературы

1. Skills of the Future: 10 Skills You’ll Need to Thrive in 2020. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://guthriejensen.com/blog/skills-future-2020-infographic/ (Дата обращения: 07.08.2020)

2. Агранович М. На какие специальности в вузах был самый большой спрос в 2019 году. [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/09/na-kakie-specialnosti-v-vuzah-byl-samyj-bolshoj-spros-v-2019-godu.html (Дата обращения: 07.08.2020)

3. Фальков: в российских вузах увеличится количество бюджетных мест. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/5054/ (Дата обращения: 07.08.2020)

4. Atiaja L., Guerrero R. MOOCs: Origin, characterization, principal problems and challenges in Higher Education // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2016. 12(1). P. 65-76. DOI: 10.20368/1971-8829/1093

5. Yousef, A. M. F., Chatti, M. A., Schroeder, U., Wosnitza, M. What Drives a Successful MOOC? An Empirical Examination of Criteria to Assure Design Quality of MOOCs // In Advanced Learning Technologies (ICALT), 2014 IEEE 14th International Conference. 2014. P. 44-48 DOI: 10.1109/ICALT.2014.23

6. Sra, P., Chakraborty, P. Opinion of Computer Science Instructors and Students on MOOCs in an Indian University // Journal of Educational Technology Systems. 2018. 47(2). P. 205–212. DOI: 10.1177/0047239518797085

7. Mustakerov, I., Borissova, D. A Framework for Development of e-learning System for computer programming: Application in the C programming Language // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2017. 13 (2). P. 89-101. DOI: 10.20368/1971-8829/1299.

8. Spyropoulou, N., Demopoulou, G., Pierrakeas, Ch., Koutsonikos, I., Kameas, A. Developing a Computer Programming MOOC // Procedia Computer Science. 2015. 65. DOI: 10.1016/j.procs.2015.09.107

9. Lam, M.S.W., Chan, E.Y.K., Lee, V.C.S., Yu, Y.T. Designing an automatic debugging assistant for improving the learning of computer programming // Lecture Notes in Computer Science. 2008. 5169. P. 359-370. DOI: 10.1007/978-3-540-85170-7_32

10. Cedazo, R., Garcia Cena, C. E., Al-Hadithi, B. M. A friendly online C compiler to improve programming skills based on student self-assessment // Computer Applications in Engineering Education. 2015. 23(6). P. 887-896. DOI: 10.1002/cae.21660

11. Katai, Z., Toth, L. Technologically and artistically enhanced multi-sensory computer-programming education // Teaching and teacher education. 2010. 26(2). P. 244-251. DOI: 10.1016/j.tate.2009.04.012

12. Law, K. M. Y., Lee, C. S., Yu, Y. T. Learning motivation in e-learning facilitated computer programming courses // Computers & Education. 2010. 55(1). P. 218-228. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.01.007

13. Hwang, W. Y., Shadiev, R., Wang, C. Y., Huang, Z. H. A pilot study of cooperative programming learning behavior and its relationship with students' learning performance // Computers & education. 2012. 58(4). P. 1267-1281. DOI: 10.1016/j.compedu.2011.12.009

14. Kose, U., Deperlioglu, O. Intelligent learning environments within blended learning for ensuring effective C programming course // International Journal of Artificial Intelligence & Applications. 2012. 3(1). P. 1205.2670. DOI: 10.5121/ijaia.2012.3109

15. Othman, M., Othman, M., Hussain, F. M. Designing Prototype Model of an Online Collaborative Learning System for Introductory Computer Programming Course // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. 90 (10). P. 293-302. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.07.094

16. Alturki, R. A. Measuring and Improving Student Performance in an Introductory Programming Course // Informatics in Education. 2016. 15(2). P. 183–204. DOI: 10.15388/infedu.2016.10

17. Kori, K., Pedaste, M., Tõnisson, E., Palts, T., Altin, H., Rantsus, R., Sell, R., Murtazin, K., Ruutmann, T. First-year dropout in ICT studies Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2015 IEEE. 2015. DOI: 10.1109/EDUCON.2015.7096008

18. Thinakaran, R., Ali, R. An Empirical Study: Learning Programming Using eLearning // In: Luaran J., Sardi J., Aziz A., Alias N. (eds) Envisioning the Future of Online Learning. Springer, Singapore. 2016. P. 125-132. DOI: 10.1007/978-981-10-0954-9_11

19. Acosta, T., Acosta-Vargas, P., Salvador-Ullauri, L., Luján-Mora, S. Method for Accessibility Assessment of Online Content Editors // In: Proceedings of the International Conference on Information Technology & Systems (ICITS). 2018. P. 538–551. DOI: 10.1007/978-3-319-73450-7_51

20. Luján Mora, S. Web Accessibility among the Countries of the European Union: A Comparative Study // Actual Problems of Computer Science. 2013. 1(3). P.18–27.

21. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0. [Электрон. ресурс]. 2008. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG20/ (Дата обращения: 07.08.2020)

22. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1. [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG21/ (Дата обращения: 07.08.2020)

23. Конвенция о правах инвалидов. [Электрон. ресурс]. 2006. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (Дата обращения: 07.08.2020)

24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция на 01.03.2020) [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 07.08.2020)

25. Al-Mouh, N. A., Al-Khalifa, A. S., Al-Khalifa, H. S. A First Look into MOOCs Accessibility // In: Miesenberger K., Fels D., Archambault D., Peňáz P., Zagler W. (eds). Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science, Springer, Cham. 2014. 8547. P. 145─152 DOI: 10.1007/978-3-319-08596-8_22

26. Bohnsack, M., Puhl, S. Accessibility of MOOCs // In Miesenberger K., Fels D., Archambault D., Peňáz P., Zagler W. (eds). Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2014. 8547. P. 141–144. DOI: 10.1007/978-3-319-08596-8_21

27. Iniesto, F., Covadonga, R. Accessibility assessment of MOOC platforms in Spanish: UNED COMA, COLMENIA and MiriadaX // In Proc. IEEE International Symposium in Computers in Education. 2014. P. 169–172. DOI: 10.1109/SIIE.2014.7017724

28. Ferati, M., Mripa, N., Bunjaku, R. Accessibility of MOOCs for Blind People in Developing Non-English Speaking Countries // In: Di Bucchianico G., Kercher P. (eds) Advances in Design for Inclusion. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham. 2016. 500. P. 519–528. DOI: 10.1007/978-3-319-41962-6_46

29. Martın, J. L., Amado-Salvatierra, H. R., Hilera, J. R. MOOCs for all: evaluating the accessibility of top MOOC platforms // International Journal of Engineering Education. 2016. 32(5-B). P. 2374–2383.

30. Ramírez-Vega, A., Iniesto, F., Rodrigo, C. Raising Awareness of the Accessibility Challenges in Mathematics MOOCs // TEEM 2017 Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality, ACM, New York, NY, USA. 2017. Article no.92. P.1–8. DOI: 10.1145/3144826.3145435

31. Шутова А.С. Открытое образование для людей с ограниченными возможностями здоровья: задачи дизайна // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2018. №1. C. 85–91.

32. Akgül, Y. Accessibility Evaluation of MOOCs websites of Turkey // Journal of Life Economics. 2018. 5. P. 23–36. DOI: 10.15637/jlecon.259

33. Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. Implementing Accessibility in Massive Open Online Courses’ Platforms for Teaching, Learning and Collaborating at Large Scale // In Andreas Meier, Luis Terán (Eds.), eDemocracy & eGovernment: Stages of a Democratic Knowledge Society: Springer. 2019. P. 151–160 DOI: 10.1007/978-3-030-17585-6.

34. Косова Е. А., Халилова М. Ю. Анализ веб-доступности массовых открытых онлайн-курсов по математическим дисциплинам // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №10. С. 157-166. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-157-166

35. Косова Е. А., Изетова М. Ю. Доступность массовых открытых онлайн курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы образования. 2020. №1. С. 205-229. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-205-229

36. WAVE. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://wave.webaim.org/ (Дата обращения: 07.08.2020)

37. Косова Е. А. Стандартизация доступности веб-контента // Открытое образование. 2020. 24(3). С. 12-23. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-12-23

38. Color Contrast Checker. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://webaim.org/resources/contrastchecker/ (Дата обращения: 07.08.2020)

39. Определение цвета пикселя онлайн. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://sanstv.ru/color (Дата обращения: 07.08.2020)

40. Ideone. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ideone.com/ (Дата обращения: 07.08.2020)

41. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (Дата обращения: 10.08.2020)

42. Приказ Минтруда России от 18.01.2017 №44н «Об утверждении профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» [Электрон. ресурс]. 2017. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.035.pdf (Дата обращения: 10.08.2020)

43. Sterling, T. D., Lichstein, M., Scarpino, F., Stuebing, D. Professional computer work for the blind // Communications of the ACM. 1964. 7(4). P. 228–230. DOI: 10.1145/364005.364054

44. Raz, N., Striem, E., Pundak, G., Orlov, T., Zohary, E. Superior serialmemory in the blind: a case of cognitive compensatory adjustment // In Current Biology. 2007. 17. P. 1129–33. DOI: 10.1016/j.cub.2007.05.060

45. Mealin, S., Murphy-Hill, E. An exploratory study of blind software developers // Proceedings of IEEE Symposium on Visual Languages and Human-Centric Computing, VL/HCC. 2012. P. 71-74. DOI: 10.1109/VLHCC.2012.6344485


Дополнительные файлы

Для цитирования: Косова Е.А., Гапон А.С., Редкокош К.И. Доступность массовых открытых онлайн курсов по компьютерным наукам и программированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Открытое образование. 2020;24(5):47-62. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-47-62

For citation: Kosova E.A., Gapon A.S., Redkokosh K.I. Accessibility of Massive Open Online Courses in Computer Sciences and Programming for Persons with Disabilities. Open Education. 2020;24(5):47-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-47-62

Просмотров: 86

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)