Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Программное обеспечение электронного портфолио студентов российской высшей школы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-24-35

Аннотация

Цель исследования. Для российских вузов проблема выбора формы электронного портфолио и его программного обеспечения является актуальной, поскольку действующими федеральными государственными стандартами высшего образования России обеспечение формирования электронного портфолио обучающегося закреплено в требованиях к электронной информационно-образовательной среде учебного учреждения. Цель исследования – на основе обобщения практики использования автором возможностей иностранного и отечественного программного обеспечения для организации работы по ведению студентами электронного портфолио выработать рекомендации по выбору программного обеспечения. Исследование предпринято в качестве очередного шага в осуществлении разработки автором понятийного аппарата предметного поля «электронное портфолио».    

Материалы и методы. Автором исследования педагогическое и организационное руководство учебной работой студентов с электронным портфолио осуществляется с 2007 года:  с 2007 по 2019 год в Южном институте менеджмента (сначала в качестве заведующего кафедрой прикладной информатики, затем – помощника ректора по информатизации и электронному обучению), с 2019 года – в Северо-Кавказском филиале Российского государственного университета правосудия и Кубанском государственном университете в качестве преподавателя информатики, психологии и педагогики. Только в 2020-2021 учебном году студентами этих двух вузов в ходе изучения преподаваемых автором учебных дисциплин облачными инструментами Google и 7Р Офис велось около 400 электронных портфолио. Критерии для сравнения программного обеспечения электронного портфолио от разных разработчиков разрабатывались на основе авторского видения функционала электронного портфолио в российских вузах как виртуального рабочего кабинета  обучающихся. Для определения используемых российскими учреждениями высшего образования форм электронного портфолио и используемого ими программного обеспечения автором проведён анализ размещённой на официальных сайтах вузов страны документации по организации электронной среды учреждения.

Результаты. В ходе исследования компонентов структурной модели исследуемой проблемы автором классифицированы и рассмотрены  варианты программного обеспечения портфолио и выявлено, что наиболее функциональной формой электронного портфолио является электронное портфолио в виде Интернет-сайта, конструируемого и поддерживаемого по модели «программное обеспечение как услуга». В перечень традиционных критериев для сравнения программного обеспечения электронного портфолио от разных разработчиков автором добавлены следующие критерии: наличие (количество) учебных инструментов для выполнения учебных заданий инструментами экосистемы, в которую интегрировано портфолио, и наличие регистрации в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Автор дополнил рекомендации по выбору программного обеспечения портфолио вузам пожеланиями его разработчикам и заказчикам.

Заключение. Ряд российских вузов продолжает собственную разработку систем электронного портфолио «с нуля» без учёта имеющихся в культуре наработок. Это обстоятельство, как и факт зависимости большинства вузов от иностранных  технологических платформ, обеспечивающих ведение электронного портфолио, побудили автора показать возможность создания системы электронного портфолио путём доработки экосистемы офисных приложений 7Р Офис в соответствии с имеющимся примером использования для ведения электронное портфолио онлайн-инструментов экосистемы  Google 

Об авторе

Б. А. Бурняшов
Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия; Кубанский государственный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

Краснодар



Список литературы

1. Barrett Helen C. Selecting a "Free" Online Tool for ePortfolio Development. 2009-2012. URL: https://electronicportfolios.org/eportfolios/tools.html

2. Klaus Himpsl, Peter Baumgartner. Evaluation von E-Portfolio Software. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). Vol. 4, No 1 (2009). Doi:10.3991/ijet.v4i1.831.

3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике. Вопросы образования. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-v-zarubezhnoy-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 31.10.2021).

4. Татьяненко С.А. Формирование компетенций средствами электронного портфолио. Тенденции развития науки и образования. 2016. № 16-1. С. 55-57.

5. Иманова О.А. Электронный портфолио как средство оценивания профессиональной компетентности бакалавров направления подготовки «педагогическое образование». Управление устойчивым развитием. 2020. № 1 (26). С. 79-89.

6. Мизюков Г.С., Сергеева Е.А., Чернов А.В. Технологии графовых баз данных для информационной поддержки электронного портфолио студентов. Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. № 8. С. 57-63.

7. Кравец Н.С. Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента. Восточ.- Европ. журн. передовых технол. 2013. Т. 4. № 3 (64). С. 45–48.

8. Бурняшов Б.А. Применение технологий облачных вычислений в образовательной практике Южного института менеджмента. Социально-экономический ежегодник-2015. Сб. научных статей. – Краснодар: из-во ЮИМ, 2015. С.94-98.

9. Гостин А. М., Панюкова С. В., Самохина Н. В., Сапрыкин А. Н. Инструментарий веб 2.0 для создания и ведения портфолио. Информатика и образование. 2013. №10(249), с. 64-68.

10. Таратухина Ю. В., Маркарян М. С. Общие принципы проектирования рекомендательного веб-сервиса по моделированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся / Ю. В Таратухина, М. С.Маркарян. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2. С. 77-82.

11. Горбачева А.Н., Жилин Л.Э. Информационно-аналитическая система «Портфолио студентов вуза» на основе модели SAAS. Науч. альманах. 2015. № 11-3 (13). С. 97–105.

12. Положение о портфолио студента Иркутского ГАУ, утверждено 03.04.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igsha.ru/student/files/Polojenie_o_portfolio.pdf. Дата обращения: 08.11.2021

13. Syzdykova, Zhibek & Koblandin, Kalybek & Mikhaylova, Natalia & Akinina, Olga. Assessment of E-Portfolio in Higher Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. 16.(02): 120. DOI:10.3991/ijet.v16i02.18819.

14. Firoz Alam, Harun Chowdhury, Alex Kootsookos, Roger Hadgraft, Scoping e-Portfolios to Engineering and ICT Education. Procedia Engineering, Vol. 105, 2015, Pages 852-857, DOI: 10.1016/j.proeng.2015.05.102.

15. Girón, Nuño & Mendoza, Arturo. E-Portfolios as Formative Assessment. Blended Learning and the Global South Virtual Exchanges in Higher Education, 09.2021. DOI: 10.30687/978-88-6969-529-2/006.

16. S. Asmi, E-portfolio as physics learning assessment. British Journal of Educational Technology, 47(6): 1276-1286. DOI:10.30870/gravity.v7i2.10228

17. Шахова Е.Ю., Алпатов Ю.Н. Структура электронного портфолио. Программные продукты, системы и алгоритмы. 2016. № 3. С.7.

18. Бурняшов Б.А. Электронное портфолио в учреждениях высшего образования: таксономия. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 56. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27825 (Дата обращения 08.10.2021 г.).

19. Chang, Chi-Cheng & Chou, Pao-Nan & Liang, Chaoyun. Using ePortfolio-based Learning Approach to Facilitate Knowledge Sharing and Creation of College Students. Australasian Journal of Educational Technology. 2018. 34(1):30-41. DOI:10.14742/ajet.2687

20. Chih-Kun Ke, Kai-Ping Liu, Wen-Chin Chen. Building a Smart E-Portfolio Platform for Optimal E-Learning Objects Acquisition. Mathematical Problems in Engineering, Article ID 896027, 8 pages, 2013. DOI:10.1155/2013/896027.

21. Rennstich, Joachim. Bereitstellung von Materialien zur leichteren Implementierung von E-Portfolios. E-Portfolio Materialien. 25.06.2019. DOI:10.17605/OSF.IO/X6BN8

22. Пираков Ф. Д., Клишин А. П., Еремина Н. Л., Клыжко Е. Н. Разработка и применение системы электронного портфолио обучающегося в вузе. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2019. Т. 17, № 4.С. 87–100. DOI 10.25205/1818-7900-2019-17-4-87-1009.

23. Мамаев Д.А., Слинкин Д.А. Процесс переноса портфолио студентов ШГПУ с сервера owncloud на сервер nextcloud. В сб. Стратегические ориентиры современного образования. Сб. научных статей. 2020. С. 250-253.


Рецензия

Для цитирования:


Бурняшов Б.А. Программное обеспечение электронного портфолио студентов российской высшей школы. Открытое образование. 2021;25(6):24-35. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-24-35

For citation:


Burnyashov B. Software for Electronic Portfolio of Students of the Russian Higher Education. Open Education. 2021;25(6):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-24-35

Просмотров: 336


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)