Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Метод управления эмоциями обучающихся на основе морфологического анализа

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-35-45

Аннотация

Существует большое количество публикаций о важности эмоций в образовательном процессе. Они доказывают, что эмоции являются эффективным инструментом управления в т. ч. вниманием обучающихся. Но практическое применение данного инструмента остаётся за рамками исследований, то есть отсутствуют методы и методики управления эмоциями. Данная статья предлагает опыт перевода теоретических концепций в практическую плоскость с использованием всех базовых эмоций в контексте основных форм занятий в вузе.

Цель исследования – проанализировать особенности применения эмоций в образовательном процессе в высшей школе и предложить практические инструменты управления эмоциями.

Методы исследования: контент-анализ профильной литературы, морфологический анализ всех базовых эмоций и основных форм занятий, дескриптивный анализ для представления инструментов управления эмоциями, их основных достоинств и недостатков.

Результаты: получено соответствие эмоций целям обучения и формам занятий, разработан метод управления эмоциями обучающихся, приведен контрольный пример применения метода, проанализированы возможности и ограничения наиболее распространённых инструментов управления эмоциями: обучающая метафора, сторителлинг, фасилитация, геймификация. Практическое применение. Результаты позволяют управлять эмоциями обучающихся в контексте решения учебно-методических задач. Предложенные инструменты универсальны и могут быть использованы в преподавании технических и гуманитарных дисциплин для повышения эмоциональной вовлеченности аудитории в образовательный процесс, в качестве мотивирующей составляющей, тем самым повышая качество усвоения материала.

Обсуждение. Поскольку чрезмерные эмоции могут блокировать когнитивные способности обучающихся, приводить к эмоциональному «залипанию», необходимы методики гармонизации когнитивной и эмоциональной составляющих в учебном процессе.

Об авторах

О. В. Грызунова
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия

Ольга Валериевна Грызунова - кандидат. иск. наук, доцент кафедры балетмейстерского образования.

Санкт-Петербург



В. В. Грызунов
Российский государственный гидрометеорологический университет
Россия

Виталий Владимирович Грызунов – кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и систем безопасности.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-2910-65-76

2. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101–112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

3. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №. 7. С. 156–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167

4. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. № 4. C. 9–15. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2020-29-4-9-15

5. Кирпиченкова О.В. Термин «интерпретация» в теории балета и критерий художественной значимости хореографической интерпретации // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 1. С. 46–53.

6. Алешковский И.А. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

7. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4. C. 192–195.

8. Saripudin A. and Faujiah I.Y. Strategi Edutainment dalam Pembelajaran di PAUD (Studi Kasus Pada TK di Kota Cirebon) // AWLADY: Jurnal Pendidikan Anak. 2018. Т. 4. № 1. С. 129– 149. DOI: https://doi.org/10.24235/awlady.v4i1.2637

9. Makarius E.E. Edutainment: Using Technology to enhance the management learner experience // Management Teaching Review. 2017. Т. 2. № 1. P. 17–25. DOI: https://doi.org/10.1177/2379298116680600

10. Пигичка Ю.Л. Иммерсивные медиаформаты в современном эдьютейнменте // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24-25 ноября 2020 г.). Ч. 1. С. 233–237.

11. Лукша П., Лукша К., Песков Д. и др. Атлас новых профессий. М.: Агентство стратегических инициатив, Сколково, 2014. 164 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf) (дата обращения 02.12.2020)

12. Захарова А.В. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды московского гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 47–55. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2019.4.5

13. Zembylas M., Schutz P.A. (ed.). Methodological advances in research on emotion and education. Cham: Springer, 2016. 299 p.

14. Schutz P. A., Pekrun R., Phye G.D. Emotion in education. San Diego: Academic Press, 2007. 368 p.

15. Demetriou H. Empathy, emotion and education. London: Palgrave Macmillan, 2018. 311 p.

16. Волкова С.В. Эмоции и образование в перспективе феминистских исследований // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 119–127. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-7-119-127

17. Берман Н.Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 4. С. 12–16.

18. Новикова Е.Ю. Эмоции в электронном образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 108–119. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-306-108-119

19. Касаткина Д.А., Кравченко А.М,, Куприянов Р.Б., Нехорошева Е.В. Автоматическое распознавание вовлеченности в образовании: критический обзор исследований // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 59–68. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090305

20. Долженко Р.А. Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 1 (13). С. 127–131.

21. Gryzunov V.V. Model of purpose aggressive actions on the information-computing system // Third International Conference on Human Factors in Complex Technical Systems and Environments (ERGO). IEEE, 2018. C. 119–121. DOI: https://doi.org/10.1109/ERGO.2018.8443814

22. Gryzunov V.V., Bondarenko I.Y. A social engineer in terms of control theory // Third International Conference on Human Factors in Complex Technical Systems and Environments (ERGO). IEEE, 2018. С. 202–204. DOI: https://doi.org/10.1109/ERGO.2018.8443835

23. Атлас новых профессий. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://atlas100.ru/catalog/media-i-razvlecheniya/dizayner-emotsiy/ (Дата обращения: 02.12.2020)

24. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 208 с.

25. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). C. 60–63.

26. Kalogeras S. Transmedia Storytelling Edutainment and the New Testament Lesson // Handbook of Research on Contemporary Storytelling Methods Across New Media and Disciplines. IGI Global. 2019. P. 392–406. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-52255357-1

27. Схейен Ш. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 608 с.


Рецензия

Для цитирования:


Грызунова О.В., Грызунов В.В. Метод управления эмоциями обучающихся на основе морфологического анализа. Открытое образование. 2022;26(3):35-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-35-45

For citation:


Gryzunova O.V., Gryzunov V.V. Milovanova Developing High School Students’ Listening Skills in The Context of Multimodal English Communication by Means of a MoodleBased Training Program. Open Education. 2022;26(3):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-35-45

Просмотров: 611


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)