Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Оптимизация педагогического процесса при обучении химии студентов первого курса Уральского государственного медицинского университета

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-23-32

Аннотация

Цель исследования. Определить направления оптимизации образовательного процесса с внедрение новых методических подходов. Для этого в работе были поставлены задачи проанализировать действующие методические аспекты компонента педагогического процесса обучения химии студентов 1 курса лечебно-профилактического факультета Уральского государственного медицинского университета (УГМУ г. Екатеринбург); произвести оценку влияния новых методических подходов в обучении на показатели успеваемости студентов. Дисциплина «Химия» изучается в первом семестре, аудиторные часы по дисциплине включают лекции (32 ч.), практические занятия и лабораторные работы (34 ч.), которые проводятся на базе кафедры общей химии УГМУ.

Материалы и методы. Проанализирована методика обучения химии студентов первого курса лечебно-профилактического факультета УГМУ (г. Екатеринбург). Для исследования был выбран самый многочисленный факультет. В течение 10 лет на протяжении действия ФГОС-3 численность студентов на данном факультете увеличивалась с двух потоков в 2012– 2013 уч. г. (300 человек) до четырех потоков в 2022-2023 уч. г. (700 человек). Аттестация по дисциплине проходит в форме письменного зачета с оценкой (далее по тесту – экзамена). Статистическая обработка данных по результатам экзамена и рейтинговыми баллами в семестре проводилась в программе Microsoft Excel 2019. Полученные показатели представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m).

Результаты. Рассчитаны коэффициенты корреляции r-Пирсона для оценки линейной связи переменных: процент правильных ответов в экзаменационном билете, итоговый рейтинг студента в семестре, экзаменационный рейтинг, аттестационная оценка. Для проверки гипотезы об эффективности выбранной методики обучения рассчитан критерий согласия Пирсона (χ2) при объеме выборки студентов (n ≥ 100). Педагогический процесс, осуществляемый при обучении химии студентов 1 курса лечебно-профилактического факультета, представляет собой сложную систему, включающую целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный компоненты. Был видоизменен деятельностный компонент организации педагогического процесса следующим образом: разработана новая форма экзаменационного билета, максимально приближенная к форме контрольных материалов единого государственного экзамена по химии, рационализирована структура практического занятия, создан и апробирован новый лабораторный практикум. Был проведен анализ результатов экзамена по химии с помощью критерия согласия Пирсона при уровне значимости p < 0,05 в двух группах вопросов: 1 – по темам, охваченным лабораторным практикумом и 2 – по темам, не обеспеченных лабораторными работами. Рейтинговые показатели студентов при выполнении заданий, относящихся к 1-ой группе вопросов достоверно выше, чем во 2-ой группе.

Заключение. При использовании оптимизированного лабораторного практикума по химии происходит выбор наиболее рациональной формы занятия, в которое встроены лабораторные опыты. Комплексное планирование таких занятий осуществляется иначе. Дидактические задачи занятия подчинены выделению существенного в содержании учебного материала. Наличие оптимизированного практикума достоверно способствует выбору наиболее эффективных для данного занятия методов и форм обучения, приводящих к повышению показателей успеваемости студентов. Показано, что обновленная форма лабораторного практикума по химии наряду с рационализацией структуры занятия и формы экзамена позволяют достичь максимальных результатов обучения при ограниченном временном интервале аудиторной работы. Новая форма экзаменационного билета наряду с модернизированным практикумом способствовала высоким оценкам на экзамене. Показано, что правильно организованная форма сдачи экзамена позволяет скорректировать успеваемость каждого студента и выставить объективную оценку по химии.

Об авторах

Е. Ю. Ермишина
Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Елена Юрьевна Ермишина, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры общей химии,

г. Екатеринбург.



Н. А. Наронова
Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Наталия Анатольевна Наронова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей химии, 

г. Екатеринбург.



Н. Н. Катаева
Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Наталья Николаевна Катаева, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры общей химии,

г. Екатеринбург.



К. О. Голицына
Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Кристина Олеговна Голицына, ассистент кафедры общей химии,

г. Екатеринбург.



Н. А. Белоконова
Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Надежда Анатольевна Белоконова, доктор технических наук, кандидат химических наук, профессор, заведующий кафедрой общей химии,

г. Екатеринбург.



Список литературы

1. Жукова Н.М., Косырев В.П., Кубрушко П.Ф. Проблемы проектирования программ учебных дисциплин в вузе: история и современность // Теория и практика профессионального педагогического образования / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Федорова, М.М. Дудиной. Екатеринбург: РГППУ, 2013. Т. 3. С. 203–222.

2. Цыренова В.Б., Лумбунова Н.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 203–209.

3. Белякова Е.Г. и др. Восприятие студентами возможностей цифровых технологий в вузовском обучении // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479. С. 199–212.

4. Рассказов Л.Д., Николаева Л.П. Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. № 2 (34). С. 122–123.

5. Баскаков А.М. Сущность, структура и закономерности целостного педагогического процесса в вузе // Вестник культуры и искусств. 2007. № 2 (12). С. 162–165.

6. Кубасов О.П. Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63(4). С. 128–131.

7. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Царан А.А. К вопросу о взаимодействии субъектов педагогического процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68(2). С. 298-301.

8. Нагоева М.А. Особенности педагогического процесса в современной высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67(4). С. 305–307.

9. Ахундова Севиндж Леффк Гызы Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. № 2. С. 58–67.

10. Рахманова М.Д. Оптимизация педагогического процесса на основе учета мотивов усвоения языков и интеллектуального потенциала студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 219–224.

11. Масленникова О.Г. Педагогические условия интернационализации образовательных программ как меры по повышению эффективности педагогической деятельности в исследовательском университете // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 177-183.

12. Епишова А.А., Чернавский А.Ф., Григорьев С. С. Субъективные представления выпускника вуза о собственном обучении и его результатах // Уральский медицинский журнал. 2019. № 15. С. 166–172.

13. Попов А.А., Думан В.Л., Миронов В.А., Акимова А.В., Хусаинова Д.Ф. Оценка студентами аудиторных занятий по госпитальной терапии без контакта с пациентами в условиях пандемии COVID-19 // Уральский медицинский журнал. 2022. Т. 21. № 3. С. 82–87.

14. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов //Уральский медицинский журнал. 2008. № 6. С. 73–75.

15. Ермишина Е.Ю., Катаева Н.Н., Медведева О.М., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Анализ различных методических подходов к организации итогового контроля по химии для студентов медицинского университета в ходе реализации ФГОС-3 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13. № 3. С. 85–95.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ермишина Е.Ю., Наронова Н.А., Катаева Н.Н., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Оптимизация педагогического процесса при обучении химии студентов первого курса Уральского государственного медицинского университета. Открытое образование. 2023;27(5):23-32. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-23-32

For citation:


Ermishina E.Yu., Naronova N.A., Kataeva N.N., Golitsyna K.O., Belokonova N.A. Optimization of the Pedagogical Process in Teaching Chemistry to First-Year Students of the Ural State Medical University. Open Education. 2023;27(5):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-23-32

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)