МИР СТАНДАРТОВ E-LEARNING 
В статье обоснованы необходимость использования международных стандартов и лучших мировых практик для развития индустрии электронного обучения и модернизации российского образования. Акцентировано внимание на необходимости дальнейшего развития законодательной базы и создания комплекса национальных стандартов, гармонизированных с основополагающими международными стандартами и учитывающих специфику российского образования.
Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для российского читателя и занимает подобающее место в обсуждении на страницах специализированных изданий в сфере высоких технологий и изданий, традиционно ориентированных на образовательную проблематику.
Рассматриваются вопросы гармонизации требований профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов, международной стандартизации информационных моделей компетенций, электронного портфолио, защиты персональных данных, разработки национальных стандартов, гармонизирующих требования российского законодательства и международных стандартов.
В статье рассматриваются механизмы разработки внутривузовской системы оценки качества электронного обучения, приводится анализ особенностей зарубежной и российской практики стандартизации электронного обучения. Представлена структура и взаимосвязь областей контроля разработанной критериальной модели. Акцентируется внимание на важности включение системы оценки качества электронного обучения в внутренние бизнес-процессы вуза и единую систему менеджмента качества организации.
В статье рассмотрена информационная модель требований к описанию электронных образовательных ресурсов, а также информационная модель индивидуальных потребностей и предпочтений обучаемых. Представлена структура и взаимосвязь международных и национальных стандартов в области обеспечения равных возможностей доступа к образовательному контенту для различных категорий обучаемых, в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Распространение систем управления вузами и электронного обучения требует оперативной разработки стандартов, регламентирующих интерфейс их взаимодействия для эффективного обмена данными о студентах, траекториях их обучения, тематике обучающего контента и текущей успеваемости.
Рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса за счет использования развитой системы обучающих электронных тестов. Обсуждаются проблемы стандартизации обучающих тестов. Показана частная методика разработки эффективных обучающих тестов, проведен анализ результатов применения обучающих тестов в учебном процессе, ориентированном на малые группы слушателей.
В статье представлены средства для информационной поддержки применения стандартов в области электронного обучения и автоматизации процесса оценки качества электронных образовательных ресурсов, а именно базы данных эталонных критериев качества (ЭКК).
В статье рассмотрены современные подходы и стандарты в области определения метаданных для электронных образовательных ресурсов нового поколения. Подробно рассмотрены основополагающие положения международного стандарта ISO/IEC 19788, содержащего требования к спецификации элемента метаданных. Обоснована необходимость создания национального профиля требований к электронным образовательным ресурсам, гармонизированного с международными стандартами и учитывающего специфику российской образовательной системы.
В статье рассматриваются основные положения международного стандарта ИСО/МЭК 24763, определяющего требования к эталонной концептуальной модели компетенции и методам управления, описания, оценки и объединения информации о компетенции связанных объектов различных ИТ-систем. Необходимость создания ИТ-систем оценки компетенций рассмотрена в аспекте совершенствования подготовки и переподготовки кадров, создания электронного портфолио специалиста и развития карьеры.
Область применения пластиковых карт постоянно растет, проникая в различные сферы жизни, бизнеса и образования. Они стали современным и весьма удобным элементом нашей повседневной жизни. Областей, в которых они могут быть использованы, становится все больше и больше. Бесконтактные смарт-карты могут быть использованы для контроля доступа в образовательных системах. Данная статья дает обзор существующих стандартов на бесконтактные идентификационные смарт-карты. Все стандарты, охваченные данной статьей, подготовлены ФГУП ВНИИНМАШ совместно с ТК 22 «Информационные технологии» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международных стандартов.
ISSN 2079-5939 (Online)