Автоматизация поддержки принятия решений при разработке онтологий в сфере образования на основе промежуточных моделей


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-5(112-4-10

Полный текст:


Аннотация

Рассматривается алгоритм разработки онтологии в сфере образования на основании промежуточных моделей – интеллект-карт и концептуальных карт. Для автоматизированной оптимизации интеллект-карт предлагается использовать метрики, в том числе, субъективные, метрики исследования топологии графа. 


Об авторах

Г. О. Артемова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационный технологий, механики и оптики
Россия

к.т.н., доцент

Тел.: (812) 232-8645

www.ifmo.ru



Н. Ф. Гусарова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационный технологий, механики и оптики
Россия

к.т.н., с.н.с., доцент

Тел.: (812) 232-8645

www.ifmo.ru



И. Ю. Коцюба
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационный технологий, механики и оптики
Россия

кафедра Интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере

аспирант

Тел.: (812) 232-8645

www.ifmo.ru



Список литературы

1. Шахгельдян К.И. Теоретические принципы и методы повышения эффективности автоматизации образовательных учреждений на основе онтологического подхода: автореф. дис. … доктора техн. наук. – Москва, 2009.

2. Лаптев В.В. Модель предметной области и оценка ее сложности в обучающей системе по программированию. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. № 2. С. 35–44.

3. Фотеева В. Н. Онтология учебного плана как основа АИС проектирования образовательных программ. Инженерия знаний и технологии семантического веба. 2010. № 1. С. 64–68.

4. Норенков И.П., Соколов Н.К. Синтез индивидуальных маршрутов обучения в онтологических обучающих системах. Информационные технологии, 2009, № 3, с. 74–77.

5. Kontopoulus, E., Vrakas, D., Kokkoras, F., Bassiliades, N., Vlahavas, I. 2008. An ontology-based planning system foe e-course generation. Expert Systems and Applications, 35 (2008), 398–406.

6. Yu-Liang Chi. Ontology-based curriculum content sequencing system with semantic rules. Expert Systems with Applications, 36 (2009) 7838–7847.

7. Карпенко А.П. Меры важности концептов в семантической сети онтологической базы знаний. Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2010. № 7. С. 1–12.

8. Гаврилова Т.А., Гулякина Н.А. Визуальные методы работы со знаниями: попытка обзора. Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 1. С. 15–21.

9. Муромцев Д.И., Баландин Е.А., Катков Ю.В., Починок И.Н. Опыт использования онтологий верхнего уровня при проектировании базы знаний музея оптических технологий. Материалы второй Всероссийской конференции с международным участием «Знания–Онтологии–Теории» (ЗОНТ-09) 2009. Т. 1, с. 165–172.

10. Gavrilova T., Gladkova M. Big data structuring: the role of visual models and ontologies. Procedia Computer Science, 31 (2014), 336–343.

11. Roussey, C. and Pinet, F. and Ah Kang, M. and Corcho, Oscar. An Introduction to Ontologies and Ontology Engineering. In: «Ontologies in Urban Development Projects». Springer-Verlag. 2011

12. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2011. № 4. С. 124–150.

13. Кайсарова Д.В., Коцюба И.Ю., Жогина В.А. Приложение для создания тестовых заданий в формате интеллект-карт. Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №10. С. 59–63.

14. Кайсарова Д.В., Коцюба И.Ю. Использование интеллект-карт для длительного наблюдения за процессом усвоения обучающимися содержания дисциплины. Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4. С. 101–105.

15. Коцюба И.Ю., Шиков А.Н. Автоматизированный анализ интеллект-карт учащихся, применяемых для оценки усвоения учебного материала. Педагогическая информатика. № 3. С. 25–31.

16. Кайсарова Д.В., Коцюба И.Ю. Использование интеллект-карт для формирования междисциплинарных связей. Дистанционное и виртуальное обучение. № 11. С. 117–122.

17. Коцюба И.Ю., Шиков А.Н. Интеллект-карты как средство е-дидактики в компьютерных технологиях обучения. Образовательные технологии и общество. 2015. № 1. С. 600–611.

18. Starr, R.R., Oliveira, J.M.P. 2013. Concept maps as the first step in an ontology construction method. Information Systems, 5 (2013), 771–783.

19. Kuo-Kuang, Chu, Chien-I, Lee, Rong-Shi, Tsai. 2011. Ontology technology to assist learners’ navigation in the concept map learning system. Expert Systems and Applications, 9 (2011), 11293–11299.

20. Duque-Ramos, A., Fernandez-Breis, J.T., Iniesta, M., Dumontier, M., Aranguren, M.E., Schulz, S., Aussenac-Gilles, N., Stevens, R. 2013. Evaluation of the OQuaRE framework for ontology quality. Expert Systems with Applications, 40 (2013), 2696–2703.

21. Burton-Jones, A., Storey, V., Sugumaran, V., Ahluwalia, P. A semiotic metrics suite for assessing the quality of ontologies, Data & Knowledge Engineering, v.55 n.1, p.84–102, 2005.

22. Wang, Y., Bao, J., Haase, P. and Qi, G. Evaluating formalisms for modular ontologies in distributed information systems. 2007. Lecture Notes in Computer Science, 2007.

23. Tartir, S., Arpinar, I., Moore, M., Sheth, A., Aleman-Meza, B. OntoQA: metric-based ontology quality analysis, in: Proceedings of the Workshop on Knowledge Acquisition from Distributed, Autonomous, Semantically Heterogeneous Data and Knowledge Sources (KADASH), Citeseer, 2006.

24. Gangemi, A., Catenacci, C., Ciaramita, M., Lehmann, J. Modelling ontology evaluation and validation, Proceedings of the 3rd European conference on The Semantic Web: research and applications, June 11–14, 2006, Budva, Montenegro.

25. Гаврилова Т.А., Горовой В.А., Болотникова Е.С. Субъективные методы оценки онтологий. Материалы Всероссийcкой конференции с международным участием Знания – Онтологии – Теории (ЗОНТ-09). – 2009. – С. 178–187.

26. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Кудрявцев Д.В. Использование моделей инженерии знаний для подготовки специалистов в области информационных технологий. Cистемное программирование. 2012. Т. 7. № 1. С. 90–105.

27. Casali, A., Deco, C., Romano, A., Tome, G. 2013. An assistant for loading learning object metadata: an ontology based approach. IJELL, 9 (2013), 77–87.

28. Siemens G. Categories of eLearning. [Электронный ресурс]: http://www.elearnspace.org/Articles/ elearningcategories.htm


Дополнительные файлы

Для цитирования: Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф., Коцюба И.Ю. Автоматизация поддержки принятия решений при разработке онтологий в сфере образования на основе промежуточных моделей. Открытое образование. 2015;(5(112):4-10. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-5(112-4-10

For citation: Artemova G.O., Gusarova N.F., Kotciuba I.Y. AUTOMATIZATION OF DECISION MAKING SUPPORT OF EDUCATIONAL ONTOLOGY’ DEVELOPMENT BASED ON INTERMEDIATE MODELS. Open Education. 2015;(5(112):4-10. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-5(112-4-10

Просмотров: 322

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)