«Перевёрнутый» класс – инновационная модель обучения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-40-51
Аннотация
Цель исследования:
– описать текущее состояние дел и современное состояние теории и практики в области образовательных процессов, которые используют «Перевёрнутую» концепцию обучения как основную педагогическую стратегию обучения в целом, геометрии и инженерной графике в частности;
– обсудить эффективность модели «Перевёрнутого» класса, её преимущества и недостатки по сравнению с традиционным методом обучения.
Материалы и методы. Для того, чтобы проверить гипотезу исследования, был использован набор различных методов, взаимодополняющих друг друга:
– теоретические: анализ работ преподавателей и психологов по проблеме исследования; анализ методологической и учебной литературы; теоретическое обоснование возможности внедрения «Перевёрнутого класса»;
– эмпирические: наблюдение, констатация, педагогический эксперимент, опрос, тестирование. Исследование проводилось на базе кафедры начертательной геометрии и графики Санкт-Петербургского горного университета. В эксперименте участвовали 25 первокурсников электромеханического факультета.
Результаты. Исследование показало отсутствие:
– качественных исследований для более глубокого понимания феномена «Перевёрнутой» педагогики в конкретных контекстах;
– научно обоснованных исследований, в которых изучаются различные аспекты апробированной и проверенной реализации «Перевёрнутого» обучения;
– рабочие программы и учебные материалы для реализации «Перевёрнутого» обучения, созданные на основе разумных теоретических основ и методов оценки;
– рекомендации для исследователей, практиков и разработчиков политики «Перевёрнутого» обучения для разработки планов действий. Теоретический и практический вклад материалов исследования:
– проведён анализ существующих исследований по «Перевёрнутому классу» отечественных и зарубежных учёных;
– выявлены положительные и отрицательные стороны модели «Перевёрнутого» обучения;
– на основе анализа опроса студентов, рассмотрены вопросы, связанные с сегментацией области образования, а именно вопросы эффективности применения «Перевёрнутого» обучения.
Заключение. Актуальность исследования определяется отсутствием фундаментальных исследований в использовании модели «Перевёрнутого» обучения учеников школ и студентов высших учебных заведений; отсутствием научно обоснованных и проверенных программ, учебных материалов для «Перевёрнутого» обучения; а также необходимостью разработки новых современных инструментов для поддержки работы в классе и форм индивидуальной работы учащихся.
Успех «перевёрнутого» подхода к обучению зависит от синергии между преподавателем и учениками и требует постоянной мотивации до, во время, и после обучения.
Многие ученые полагают, что данная педагогика может хорошо работать по различным учебным дисциплинам, целому спектру математики, а также по другим курсам STEM и поощряется растущим национальным интересом к этой педагогике, которая, несомненно, приведет к новым представлениям, стратегиям и инструментам.
Для создания разумных теоретических основ педагогики в области «Перевёрнутого» обучения, а также методов оценки необходимо проводить дальнейшие научные исследования, изучая различные аспекты практической реализации долгосрочных программ и учебных материалов для обучения школьников и студентов.
Об авторе
М. В. ВоронинаРоссия
Марианна Владимировна Воронина – кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и графики.
Тел.: 8 (981) 818-40-74
Список литературы
1. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Третьяк C.В., Чумаков В.И., Великанов В.В., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в развитии ситуационной готовности специалиста // The Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1–2. С. 48–50.
2. Бондаренко Ю.А. Использование технологии «перевернутый класс» на уроках английского языка // Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя» [Электрон. ресурс] 10.11.13–30.01.14 гг. Режим доступа: http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/bondarenko_jua_novosibirsk_konf13.pdf (дата обращения: 07.06.2018).
3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // XI международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе» [Электрон. ресурс] 18.02.2014-20.02.2014. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/24760 (дата обращения: 07.06.18).
4. Коптева Л.С. Обучение с помощью технологии «Перевернутого класса» на уроке математики. [Электрон. ресурс]. 2016. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/srednjaja-shkola/matematika/217233obuchenie-s-pomoschju-tehnologii-perevernutog. html (дата обращения: 07.06.2018).
5. Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. 2015. № 47(3). С. 49–66.
6. Рыбалко Т.Т. Инновационная модель «Перевернутый класс» при изучении иностранного языка в средней школе // Материалы десятой международной научно-практической конференции «Профессиональное лингвообразование». Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородский институт управления – филиал ФГБОУВО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”». 2016. С. 278–284.
7. Сухорукова Е.Г. Перевернутый урок. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/12_13%20konf%202016/SUKHORUKOVA.pdf (дата обращения: 07.06.18).
8. Харитонова М.В. Как перевернуть урок? // Материалы Всероссийского фестиваля передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения». Наукоград. [Электрон. ресурс]. 2014. № 1. Режим доступа: http:// nauka-it.ru/ (дата обращения: 07.06.2018).
9. Янченко И.В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике // Cовременные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 280.
10. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. 2014. P. 182.
11. Flipped classroom. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Flipped_classroom (дата обращения: 07.06.18).
12. Voronina M.V., Moroz O.N., Sudarikov A.E., Rakhimzhanova M.B., Muratbakeev E.Kh. Systematic review and results of the experiment of a flipped learning model for the courses of descriptive geometry, engineering and computer graphics, computer geometry // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. 2017. № 13(8). P. 4831– 4845.
13. Zhukovskiy V.E. Study of network technologies in the “flipped class” // Proceedings of the IV International Scientific and Methodological Conference (Saint-Petersburg, Russia, 2017). Saint Petersburg: Saint-Petersburg Mining University, 2017. № 1. P. 16–24.
14. Смешанное обучение в гимназии 1576. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blendedlearning.pro/2015/02/27/смешанное-обучение-в-1576/ (дата обращения: 07.06.2018).
15. Шаг школы в смешанное образование. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://openschool.ru/ru/content/lesson/18852 (дата обращения: 07.06.2018).
16. Конференция «Смешанное обучение» 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://conference2017.blendedlearning.pro/ (дата обращения: 07.06.2018).
17. Выступление Андреевой Н.В. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blendedlearning.pro/ (дата обращения: 07.06.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Воронина М.В. «Перевёрнутый» класс – инновационная модель обучения. Открытое образование. 2018;22(5):40-51. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-40-51
For citation:
Voronina M.V. «Flipped» class – innovative model of training. Open Education. 2018;22(5):40-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-40-51