Дополнительное образование в онлайн-формате: новая реальность в проектном обучении старшеклассников
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50
Аннотация
Цель исследования. Представлены данные и проведен анализ практики перевода крупного всероссийского мероприятия в системе дополнительного образования – Российского национального юниорского водного конкурса - в дистанционный формат, обусловленный коронавирусной пандемией. Сформированная в рамках Водного конкурса система дополнительного обучения старшеклассников для адаптации выпускников школ к технологическим и коммуникационным реальностям «взрослой жизни» совмещает проектное обучение с форматом конкурсной составляющей. В рамках подготовки и проведения исследовательских проектов школьник получает методическую, организационную и образовательную поддержку педагогов и консультантов из вузов и академических институтов, посещает специальные семинары, тренинги и мастер-классы по проектной деятельности.
Система развивается с использованием модели сотрудничества в образовательной сфере «НКО-государство-бизнес» с 2003 года и за эти годы 32 тысяч школьников всех регионов выполнили и представили на конкурс 23 тысячи исследовательских и прикладных проектов по решению экологических проблем. Победители региональных этапов участвуют в общероссийском финале, ежегодно проводимый в Москве. Победитель финала представляет страну на международном Стокгольмском конкурсе. Мероприятия 2020 года совпали с эпидемией коронавируса. Необходимо было в течение месяца перевести офлайн-финал в онлайн и обеспечить информационное взаимодействие между всеми участниками так, чтобы онлайн-мероприятие было полным аналогом офлайн-финала.
Материалы и методы. Перевод традиционных публичных мероприятий финала в дистанционный формат осуществлялся с использованием комплекса организационных мероприятий и информационных технологий по следующему алгоритму: выбор технологий для видеоконференции и трансляции, работа с сайтом, обучение и тестирование технических возможностей участников, работы по синхронизации, поддержке и помощи участникам с заключительным анкетированием.
Результаты. Очевидное преимущество онлайн-формата - существенное расширение внешней аудитории и экспоненциальный рост информационного следа: в течение месяца в Интернете было размещено более 400 публикаций, количество просмотров составило 300 тысяч. Коэффициент ER (Engagement Rate) - показатель реакции аудитории на публикацию, продемонстрировал стремительное увеличение в сравнении с предыдущими годами.
Анкетирование участников позволило понять настроение и оценку мероприятий целевыми аудиториями. Количество зрителей каждого транслируемого мероприятия составляла от 2 до 5-6 тысяч человек. Проведение онлайн-финала позволило вовлечь в общую систему адаптационной подготовки помимо школьников, педагогов и региональных партнеров, другую заинтересованную аудиторию, при этом 77% респондентов высказались в поддержку очного финала, 23% - дистанционного, отметив, что организаторам удалось сохранить эмоциональную атмосферу мероприятий финала.
Заключение. В целом, система дополнительного образования школьников, совмещенного с конкурсной составляющей, оказалась способной к оперативному переформатированию с сохранением уровня и качества мероприятий в условиях новых вызовов. В процессе перевода в дистанционный режим финальных мероприятий цикла дополнительного адаптационного образования, совмещенного со всероссийским конкурсом проектов старшеклассников, показана возможность онлайн-реализации практически всех видов взаимодействия с целевой аудиторией – юниоров-участников, включая мастер-классы, общие дискуссии и персональные консультации и конкурсную составляющую.
Продемонстрирована возможность использования дистанционного формата для реализации организационно-информационной инфраструктуры, оперативной коррекции образовательных адаптационных программ вслед за распространением инновационных технологий, приобретающих приоритетное значение для современного периода социально-экономического развития. Вместе с тем, весь объем обучения нельзя свести к формализованным формам без непосредственного присутствия преподавателей и консультантов в творческом процессе проектирования. Особенно актуальным прямое общение становится в начале пути при выборе тематики обучения и общего понимания экологических и сопутствующих проблем. Очевидно также, что эффективность дистанционного формата значительно повышается для подготовленной аудитории участников: тех, кто прошел в офлайне дополнительное обучение с разработкой проекта.
Об авторах
Н. Г. ДавыдоваРоссия
Наталья Геннадьевна Давыдова - кандидат технических наук, директор, руководитель Российского национального юниорского водного конкурса, член Национального комитета РФ по Межправительственной гидрологической программе ЮНЕСКО
Москва
А. Н. Косариков
Россия
Александр Николаевич Косариков - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель
Москва
Д. М. Кириллов
Россия
Дмитрий Михайлович Кириллов - Руководитель
Москва
А. В. Игумнов
Россия
Александр Владимирович Игумнов - Руководитель группы техподдержки
Москва
Список литературы
1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
2. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Возне- сенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных меж- дународной статистики // Социология образования. 2008. № 6.
3. Botkin J., Elmandra M., Melitza M. No limits to learning, Oxford, 1979.
4. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1.
5. Rethinking education: towards a global common good, UNESCO. [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555.
6. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 80.
7. Voko Mochizuki, Nandini Chaterjee Singh. Rethinking Learning, MGIEP, 2019.
8. Косариков А.Н., Давыдова Н.Г. «Эко-проектирование. К целям устойчивого развития в старших классах» // Образовательная политика. 2019. № 4. С. 36–44.
9. Косариков А.Н., Давыдова Н.Г. «Дополнительное образование в стратегии перехода к постиндустриальному этапу развития» // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 82–89.
10. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2321. (Дата об- ращения: 23.12.2019)
11. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополни- тельных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/. (Дата обращения: 20.03.2020)
12. Ведомости-2020 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/04/827151-poltora.
13. Российский национальный юниорский водный конкурс-2020 [Электрон. ресурс] // Институт консалтинга экологических проектов. Режим доступа: http://www.eco-project.org/water-prize/.
14. Российский национальный юниорский водный конкурс [Электрон. ресурс] // Институт консалтинга экологических проектов. Режим доступа: http://www.eco-project.org/water-prize/impressions/.
Дополнительные файлы
|
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Посмотреть
(50KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
2. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(11KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
3. Abstract | |
Тема | ||
Тип | Чистый текст | |
Скачать
(17KB)
|
Метаданные ▾ |
|
4. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(193KB)
|
Метаданные ▾ |
|
5. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(207KB)
|
Метаданные ▾ |
|
6. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(74KB)
|
Метаданные ▾ |
|
7. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(135KB)
|
Метаданные ▾ |
|
8. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(96KB)
|
Метаданные ▾ |
|
9. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(120KB)
|
Метаданные ▾ |
|
10. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(98KB)
|
Метаданные ▾ |
|
11. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(125KB)
|
Метаданные ▾ |
|
12. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(104KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Давыдова Н.Г., Косариков А.Н., Кириллов Д.М., Игумнов А.В. Дополнительное образование в онлайн-формате: новая реальность в проектном обучении старшеклассников. Открытое образование. 2020;24(6):41-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50
For citation:
Davydova N.G., Kosarikov A.N., Kirillov D.M., Igumnov A.V. Online Format of Extracurricular Education: a New Reality of Project-Based Education for Senior High School Students. Open Education. 2020;24(6):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-6-41-50