Проектирование рабочей программы дисциплины на основе элементов компетенций


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

Аннотация

Статья посвящена разработке и апробации методики подготовки и актуализации рабочих программ учебных дисциплин и практик по требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования редакции 2017 года на основе элементов компетенций, выделяемых из текстов нормативных документов предметной области и иных источников.

В процессе исследования разработана и апробирована методика сбора, обработки и систематизации информации, необходимой для подготовки документов организации учебного процесса на выпускающей кафедре вуза; выполнен анализ профессиональных и отраслевых стандартов программной инженерии; сформирован массив элементов компетенций, необходимых выпускнику направления подготовки 09.03.04; предложены программные средства для обработки и структурирования информации, управления изменениями.

В статье приведено описание структуры данных массива элементов компетенций; представлены результаты анализа основных видов источников компетенций; алгоритм сбора, обработки и систематизации информации; приведены примеры формирования элементов компетенций различных видов.

Расширенный в предложенной методике компетентностный подход к формированию рабочих программ дисциплин позволяет обеспечить полноту, актуальность и непротиворечивость требований к подготовке студентов, рациональное распределение тематики учебного материала между дисциплинами и взаимную их согласованность, сформировать основные дидактические единицы рабочей программы, обеспечить прослеживаемость требований к результатам освоения дисциплины до конкретного источника требований.


Об авторах

Андрей Михайлович Полянский
Вологодский государственный университет
Россия
кафедра АВТ, доцент


Екатерина Андреевна Смирнова
Вологодский государственный университет
Россия
кафедра АВТ, аспирант


Список литературы

1. Программный продукт GosInsp Лаборатории ММИС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmis.ru/programs/GosInsp

2. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL1_05_2015.pdf

3. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2017;(1):14-19.

4. Галиев Р.М. Автоматизированная система для работы с документами кафедры // Научные итоги 2017 года: достижения, проекты, гипотезы: Сборник материалов VII Ежегодной итоговой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 29 декабря 2017 г.). – Новосибирск; 2017:52-57.

5. Реестр профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090304_B_3_17102017.pdf

7. Профессиональный стандарт 06.001 «Программист» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56414

8. Профессиональный стандарт 06.004 «Специалист по тестированию в области информационных технологий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57024

9. Профессиональный стандарт 06.022 «Системный аналитик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50437

10. Профессиональный стандарт 06.028 «Системный программист» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=50443

11. Тельнов Ю.Ф., Данилов А.В., Казаков В.А. Программная реализация информационно-образовательного пространства на основе многоагентной технологии и онтологического подхода. Открытое образование. 2015;(6(113):73-82.

12. Система управления требованиями am.Requirements [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.am-programs.ru/ReqProgrammDsc.shtml

13. ГОСТ Р 57101—2016 /ISO/IEC/IEEE 16326:2009 «Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла. Управление проектом». – введ. 01.09.2017. - Москва: Стандартинформ, 2016. – 28 с.

14. ГОСТ Р 57100-2016. Системная и программная инженерия. Описание архитектуры. - Введ. 01.09.2017. - Москва: Стандартинформ, 2016. – 36 с.

15. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15414-2017. Информационные технологии. Открытая распределенная обработка. Эталонная модель. Язык описания предприятия. - Введ. 01.01.2018. - Москва: Стандартинформ, 2017. – 54 с.

16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. – Введ. 01.03.2011. – Москва: Стандартинформ, 2011. – 104 с.

17. ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Сопровождение программных средств. – Введ. 01.07.2003. – Москва: Издательство стандартов, 2002. – 32 с.

18. ISO/IEC TR 19759-2015 Software Engineering -- Guide to the software engineering body of knowledge (SWEBOK) - Second Edition [URL: https://www.iso.org/standard/67604.html]

19. Зиндер Е.З. Основания генезиса фундаментальных свойств и базовых требований к информационно-образовательным пространствам. Открытое образование. 2015;(2(109):46-55.

20. Зиндер Е.З. Базовые требования к информационно-образовательным пространствам, основанные на их фундаментальных свойствах. Открытое образование. 2015;(3(110):83-94.

21. Полянский А.М. Архитектура информационной системы и требования к компетенциям ИТ персонала // Управление и экономика в условиях модернизации: история и современность: Матер. междисциплинарной научно-практической конференции (г. Вологда, 8-9 апреля 2011г.). - Вологда: ВФ СЗАГС; 2011:142-148.

22. Полянский А.М. Отображение компетенций субъектов в архитектурной модели информационной системы. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011; №4(16): 131-141.

23. Полянский А.М. Модель ИТ команды в свете профессиональных стандартов // Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и пути их решения: Матер. междисциплинарной научно-практической конференции (г. Вологда, 3 апреля 2014 г). - Вологда: ВФ РАНХиГС; 2014:338-347.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Полянский А.М., Смирнова Е.А. Проектирование рабочей программы дисциплины на основе элементов компетенций. Открытое образование. 2018;22(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

For citation: ., . . Open Education. 2018;22(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

Просмотров: 71

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)