Инфраструктурная поддержка импортозамещения программного обеспечения


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

Аннотация

Целью исследования является повышение эффективности процессов импортозамещения программного обеспечения. В процессе импортозамещения выделяем две проблемы, проблему переобучения огромного числа сотрудников организаций, в которых необходимо провести импортозамещение (сотни тысяч пользователей программного обеспечения) и проблему процесса выбора отечественного программного обеспечения для замены импортного. Весьма велико количество организаций, в которых необходимо заменить иностранное программное обеспечение на российское. Это несколько сотен крупных организаций. Количество российских программных продуктов, например по офисному программному обеспечению, в реестре  превышает 200 экземпляров. Каждый раз выбор влечет за собой как покупку небольших лицензий, так и развертывание и опробование конкретного программного обеспечения во всем его объеме, а также его анализ экспертами. Этот процесс занимает много времени, если он реализуется без технической поддержки.

 Авторами выдвигается гипотеза, что эти две проблемы: выбор и переобучение – можно эффективно решить на основе авторской технологии опережающего обучения и инструментального комплекса, поддерживающего эту технологию. В статье проводится анализ возможности использования данной технологии для переобучения, и исследуются полезные побочные эффекты, в виде оценки качества интерфейсов. Также проводится анализ типов пользователей организации. Авторы приходят к выводу, что большинство пользователей организации относятся к классу массовых профессиональных пользователей. В этом случае качество интерфейса является определяющим при выборе программного продукта для использования. Базируясь на понятиях, ментальной модели и модели представления, предложенных Аланом Купером,  авторы разработали методику выбора отечественного программного продукта. Методика основывается на количественных показателях, полученных при деятельном ситуационном ознакомлении/обучении потенциальных пользователей с помощью компьютерной обучающей программы, являющейся точной (в смысле Крипке) функциональной и интерфейсной моделью выбираемого программного обеспечения. Эта методика обеспечивает эффективность выбора необходимого отечественного программного обеспечения за счет ввода промежуточного инфраструктурного элемента в виде организации, инструментально и методически поддерживающей процессы поиска.

Делается вывод о том, что такая организация не только повышает эффективность процесса импортозамещения, но и позволяет сделать общие предложения о направлении работ по улучшению качества интерфейса отечественного программного обеспечения. Внедрение и развитие предлагаемой методики, базирующейся на технологии опережающего обучения массовых профессиональных пользователей, в виде инфраструктурной части программы перехода на российское программное обеспечение обеспечит:

-         уверенность, в возможностях российского программного обеспечения безболезненно заменить, используемые иностранные продукты;

-         упрощение и ускорение процесса внедрения разработанного программного обеспечения, за счет сокращения сроков обучения пользователей и минимизации времени отвлечения разработчиков;

-         получение объективных количественных результатов опережающего функционального и интерфейсного бета-тестирования внедряемого программного обеспечения;

-         получение эффективного инструмента поддержки внедрения и оценки качества российского программного обеспечения, за счет сбора статистических данных для анализа внедряемого программного продукта.


Об авторах

Виктор Карлович Григорьев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский технологический университет"
Россия
к.т.н., доцент, доцент кафедры Математического обеспечения и стандартизации информационных технологий


Анна Алексеевна Бирюкова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский технологический университет"
Россия
к.т.н., доцент кафедры Математического обеспечения и стандартизации информационных технологий


Михаил Андреевич Овчинников
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский технологический университет"
Россия
студент


Список литературы

1. Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе. [Tadviser, Интернет ресурс]. http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Импортозамещение_программного_обеспечения_в_госсекторе [Дата обращения: 2018/03/01].

2. Россия в цифрах 2017, [ФСГС, Интернет ресурс]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm, [Дата обращения: 2018/03/01].

3. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. [Интернет ресурс]. [https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/], [Дата обращения: 2018/03/01].

4. Григорьев В.К. Подсистема обучения – обязательная компонента информационно-управляющей системы. Образовательные технологии и общество. – 2003. – № 6. – С.139-153.

5. Купер А., Рейманн Р. М., Кронин Д., Носсел К. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия / / СПб.: Питер; 2017: 720с.

6. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. // СПб.: Символ-Плюс; 2007: 272 с.

7. Григорьев В.К. Инструментально-моделирующий комплекс для опережающего обучения МПП ИУС. Открытое образование. – 2011. – № 1. – С. 44-55.

8. Григорьев В.К. Бирюкова А.А. Алгоритм и программа выделения массовых профессиональных пользователей информационно-управляющей системы. Отраслевая регистрация алгоритмов и программ. Государственный фонд неопубликованных документов, ФГНУ «ЦИТиС», Москва, инвентарный номер ВНТИЦ: 50201150478.


Дополнительные файлы

1. Картинки, используемые в статье
Тема
Тип Данные
Скачать (2MB)    
Метаданные
2. Текст статьи для рецензирования
Тема
Тип Прочее
Скачать (1MB)    
Метаданные

Для цитирования: Григорьев В.К., Бирюкова А.А., Овчинников М.А. Инфраструктурная поддержка импортозамещения программного обеспечения. Открытое образование. 2018;22(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

For citation: Grigoriev V.K., Biryukova A.A., Ovchinnikov M.A. Infrastructure support for import substitution software. Open Education. 2018;22(3). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)