Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 23, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

4-13 616
Аннотация

Работа посвящена рассмотрению проблемы поиска подходов к оценке уровня сформированости готовности учителей к научно-исследовательской деятельности, как одного из важных компонентов их профессиональной практики. Признание значимости рассматриваемого явления в образовательной сфере и осознание того, что система педагогического сопровождения исследовательской деятельности будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях, а учителей в системе повышения их квалификации в определенной степени устарели, требуют их существенного обновления. B связи с этим актуальными становятся проблемы поиска подходов к исследованию способов формирования готовности учителей к научно-исследовательской деятельности, что вызывает необходимость построения самой модели подобной готовности.

Цель исследования. Целью работы является анализ состояния и разработка модели готовности к научно-исследовательской деятельности студентов педагогического высшего учебного заведения и учителей образовательных учреждений.

Материалы и методы. Основными методами исследования является теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, тестирование учителей общеобразовательных учреждений, бакалавров и магистров, обучающихся в педагогическом университете, методы математической обработки статистических данных.

Средством исследования поставленной проблемы является критериальный анкетно-тестовый инструментарий, позволяющий выявить корреляционные зависимости между показателями компонентов готовности к научно-исследовательской деятельности и уровнями ее сформированности.

Результаты. Исследование было проведено на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева с участием бакалавров и магистров, а также учителей общеобразовательных учреждений.

Проведенный анализ состояния проблемы научно-исследовательской деятельности в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе и учителей образовательных учреждений на основе анкетного и тестового диагностируемого инструментария выявил корреляционные зависимости между показателями четырех компонент в структуре готовности студентов к НИР (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного) и уровнями этой готовности (ученика, исполнителя-практика, исполнителя-теоретика, руководителя исследования).

Заключение. Полученные зависимости и данные исследования позволили сформировать модель готовности к научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза и учителей образовательных учреждений, описав степень сформированности каждого компонента на каждом уровне.

Материалы статьи могут быть полезными для организации компьютерной диагностики рассматриваемой готовности. Такая диагностика позволит не только автоматизировано выявить уровень готовности к НИР, но выдать рекомендации по развитию той или иной характеристики, показать, насколько респондент приближен к следующему уровню и что ему необходимо сделать для этого. 

14-24 529
Аннотация

Цель статьи состоит в обсуждении и обосновании обучения студентов педагогических ВУ-Зов интеллектуальному анализу образовательных данных и описании методической системы обучения студентов со средним уровнем знаний математических и ИТ-дисциплин интеллектуальному анализу образовательных данных, способствующей развитию научно-исследовательской компетентности студентов. Актуальность исследования обусловлена тре-бованиями к способности выпускников высших учебных заведений проводить анализ ин-формации и осуществлять исследовательскую деятельность с применением современных ме-тодов и технологий, которые обозначаются в образовательных стандартах и государственном заказе и связаны с все возрастающим количеством накапливаемых данных в различных областях деятельности и стоимостью добываемых из них знаний.

Материалы и методы. В статье описывается авторская методика обучения интеллектуаль-ному анализу образовательных данных, разработанная на основе: анализа требований и ожи-даний к уровню исследовательской компетентности, навыкам анализа данных и современному образованию в целом; сравнении и анализе содержания учебных программ вузов, книг и курсов по интеллектуальному анализу данных и смежным дисциплинам, обобщении педагогического опыта к соответствующей подготовке. Основными аспектами, лежащими в основе методики, являются: форма перевернутого обучения, концентрическая (итеративная) структура содержания, исследовательские методы обучения, комплекс практических заданий на развитие исследовательских компетенций и программное средство Weka для интеллектуального анализа данных в качестве основного технического средства обучения, на основе которого реализуются практические задания. Эффективность разработанной методической системы проверялась путем наблюдения за учебным процессом, анкетирования студентов и статистической обработки данных анкет.

Результаты. В ходе исследования обосновано обучение интеллектуальному анализу обра-зовательных данных студентов педагогических ВУЗов, обучающихся на математических и информационных направлениях; предложена методика обучения. Экспериментальное внед-рение методики показало, что применение разработанной методики для студентов старших курсов педагогического вуза позволяет повысить уровень исследовательской компетентно-сти студентов и существенно развить компетенцию анализа данных.

Заключение. Описанная методическая система может быть частично или полностью исполь-зована преподавателями и методистами для обучения анализу данных на современном уровне и развития научно-исследовательской компетентности студентов со средним уровнем знания математических и ИТ-дисциплин. 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

592
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с помощью технологий электронного обучения. Авторы используют подход, в соответствии с которым качественные изменения в результатах дистанционного обучения в большей мере связаны с организационно-методическими новациями и совершенствованием его содержания, а не развитием информационных технологий. Приводится краткий обзор литературы, посвященным вопросам электронного обучения, дается анализ успешных онлайн-курсов, в которых видны новые возможности повышения их результативности за счет использования организационно-методических новаций. Выделены задачи, решение которых позволит повысить эффективность электронного обучения. Определены основные недостатки программ дополнительного профессионального образования, которые характерны как для традиционных, так и для дистанционных форм их реализации. Предложено авторское определение понятия гибкости образовательных программ и сформулированы основные требования к гибким программам обучения, а также новые возможности, которые они создают для обучаемых. Основное внимание авторов сфокусировано на подходе к разработке гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения квалификации инженеров-конструкторов. В статье представлено компетентностное описание содержания программы дополнительного профессионального образования в виде трех-пакетной структуры электронных обучающих ресурсов с встроенным в них виртуальным практикумом. Сделан сравнительный анализ трех пакетов электронных образовательных ресурсов, в котором показаны их различия и возможности их использования в учебной работе, а также приведены критерии, которые использовались для формирования каждого учебного пакета. Обосновывается соответствие предложенного подхода требованиям гибкости образовательной программы. На основе графической модели подробно рассматривается процесс учебной работы с трех-пакетным содержанием, предназначенным для повышения квалификации молодых инженеров. Выделены особенности учебной работы, реализующиеся в форме индивидуальной траектории овладения профессиональными компетенциями, которые появляются благодаря гибкой программе обучения. Представлено описание процесса формирования индивидуальной траектории дистанционного обучения и условий работы в виртуальном практикуме. Указаны количественные критерии успешного прохождения разделов программы дистанционного обучения. На основе анализа опыта реализации гибкой трех-пакетной программа дистанционного повышения квалификации сделаны выводы о том, что она позволяет устранить или минимизировать выявленные недостатки большинства программ дополнительного профессионального образования. Действенность выделенных способов устранения недостатков в программах дополнительного профессионального образования подтверждена в опыте реализации гибкой программы дистанционного повышения квалификации для инженеров-конструкторов. Показано, что благодаря гибкости трех-пакетной программы обучения слушатели легко адаптируют ее содержание под свои индивидуальные потребности в повышении квалификации. В целом авторами представлена модель организации дистанционного повышения квалификации, которая за счет своей гибкости может обеспечить профессиональный рост инженеров-конструкторов с разным уровнем специальной подготовки и опытом работы. В заключении сделан вывод о необходимости гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения эффективности непрерывного развития профессионализма специалистов, работающих в высокотехнологичных отраслях.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

25-32 519
Аннотация

Цель исследования. В современных условиях для построения эффективной системы информационной безопасности предприятия требуются специалисты, обладающие соответствующими профессиональными компетенциями и навыками системного подхода при анализе совокупности факторов, оказывающих влияние на состояние информационной безопасности предприятия. Для подготовки такого рода специалистов требуются качественные изменения в содержании учебных дисциплин, основанные на использовании в процессе построения системы информационной безопасности методов и средств системного анализа.

Существующие в настоящее время подходы в оценке рисков предприятия основаны на формировании реестра его информационных ресурсов, необходимого для дальнейшей обработки рисков. Адекватная оценка стоимости ресурса невозможна без правильного понимания семантики этого ресурса и его роли в реализуемых бизнес-процессах. Современные подходы к вопросу формирования реестра информационных ресурсов предприятия, по мнению авторов, не предлагают эффективной методики выявления ресурсов и оценки их стоимости.

В настоящей работе рассматривается подход, основанный на применении в подготовке магистров по направлению «Информационная безопасность» методики структурно-функционального анализа и CASE-технологий при формировании реестра информационных ресурсов предприятия.

Материалы и методы. Для формирования реестра информационных ресурсов предприятия предлагается выполнять построение структурно-функциональной модели предприятия с использованием нотации IDEF0. Моделирование бизнес-процессов выполнялось в среде Business Studio компании «Современные технологии управления».

В качестве примера для анализа рисков рассматривалась деятельность типовой компании IT-индустрии, занимающейся разработкой и внедрением информационных систем управления предприятием.

Результаты. Методика прошла успешную апробацию в учебном процессе. По мнению авторов статьи, использование данной методики при проведении лабораторных занятий для магистров, обучающихся по направлению «Информационная безопасность» позволило повысить эффективность формирования у обучающихся профессиональных компетенций и, следовательно, в целом, качество обучения.

Полученные результаты могут быть использованы не только в качестве методики обучения специалистов в области информационной безопасности. Применение рассматриваемой в статье методики формирования реестра информационных ресурсов предприятия в практической деятельности по обеспечению информационной безопасности предприятия позволит повысить обоснованность решений по защите информации предприятия.

Заключение. В работе предложена методика, позволяющая обосновать выбор основных направлений по защите информации предприятия на основе анализа его бизнес-процессов. Отличительной особенностью методики является использование современных CASE-технологий для принятия решений в области информационной безопасности предприятия.

Реализация методики позволяет сформировать реестр информационных ресурсов предприятия, включающий оценку вероятного ущерба по каждому ресурсу. Реестр показывает узкие места в организации защиты, на которые следует обратить первоочередное внимание при планировании мероприятий по защите информации. На основе полученных данных можно сформировать обоснованную с экономической точки зрения стратегию и тактику развития системы защиты информации предприятия. 

 

33-41 2699
Аннотация

Цель исследования. Целью проводимого исследования является разработка нового универсального метода самоадаптации прикладных программных систем, используемых в сфере электронного обучения (E-Learning). Под самоадаптацией понимается способность программного приложения изменять собственную структуру и поведение в зависимости от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести, например, личностные характеристики обучаемого, что особенно актуально для систем, используемых в сфере образования. Подобное самоадаптивное поведение должно быть достаточно гибким и не сводиться к выбору одного из множеств вариантов поведения, заранее определяемых разработчиком (также подобные варианты поведения должны генерироваться на протяжении жизненного цикла системы).

Материалы и методы исследования. В качестве исходных данных предложенный метод использует массив пользовательских отзывов о программном обеспечении, для последующей обработки которого применяются методы латентно-семантического и дистрибутивно-статистического анализа. Для представления обобщенной самоадаптивной структуры системы используются модели характеристик. Конфигурации модели характеристик представляют собой отдельные состояния самоадаптивной системы, их генерация осуществляется автоматически на протяжении жизненного цикла программы следующим образом: на основе массива пользовательских отзывов формируется семантическая сеть основных понятий, характеризующих программу, которая в дальнейшем сопоставляется с исходной моделью характеристик и личностными характеристиками пользователя, оставившего отзыв. Определение личностных характеристик пользователя может осуществляться множеством способов (например, с помощью психологического тестирования или с помощью анализа результатов обучения).

Результаты. Основными результатами проведенного исследования являются: 1) универсальные принципы построения самоадаптивной системы электронного обучения 2) способ представления самоадаптивной структуры программной системы в форме модели характеристик, актуальный для широкого круга программного обеспечения 3) новый универсальный метод самоадаптации прикладного программного обеспечения, используемого в сфере E-Learning, основные отличия которого от существующих заключаются, во-первых, в использовании мнений самих пользователей системы для настройки самоадаптивного поведения, во-вторых, в возможности генерации новых состояний системы на протяжении всего периода ее функционирования.

Заключение. Разработанный теоретический аппарат позволяет существенным образом индивидуализировать процесс обучения, учитывать мнения и склонности самих обучаемых, снизить роль педагогического работника в оценке знаний и умений. Помимо проблем исключительно образовательного характера, применение метода позволяет также успешно решить технические вопросы, связанные с разработкой программного обеспечения в целом. К числу таких проблем относится, например, проблема сложности программного обеспечения, когда программа, показывающая хорошие результаты в одних условиях функционирования, показывает недостаточно хорошую производительность в других. Также серьезной задачей, с решением которой может справиться предложенный метод, является задача увеличения жизненного цикла программной системы. 

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

42-48 2149
Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является разработка системы для анализа и оценки погрешностей позиционирования манипуляторов прецизионных промышленных роботов, применяемых в производстве микроэлектронной техники. Точность позиционирования манипулятора изменяется в зависимости от режимов работы робота и является сложно предсказуемой и сложно анализируемой величиной. На точность позиционирования влияют конструктивные особенности манипулятора робота, скорость движения и разворота манипулятора, промежуточные остановки и ускорения, вибрации, как собственные, так и вызванные расположением робота на производстве. Точность позиционирования может отличаться для разных точек рабочей области робота. Необходима система анализа и оценки погрешностей, позволяющая эффективно осуществлять серии в сотни и тысячи измерений. Одним из перспективных направлений является использование цифровой техники с последующей обработкой данных на компьютере.

Материалы и методы исследования. Построение эффективных робототехнических комплексов зависит от правильного осуществления аттестации промышленных роботов с целью обеспечения управляющих систем промышленных роботов точными данными для безотказной и корректной работы в условиях, характерных для конкретного производства. Решение сложной задачи аттестации прецизионных промышленных роботов сталкивается с трудностями подбора измерительного оборудования. Были проведены исследования, направленные на формирование точечных источников света малого диаметра. Предложен бесконтактный метод измерения, основанный на получении изображения точечных источников света с помощью цифровой фото/видео камеры. Описано применение точечных источников света для калибровки измерительной системы. Исследовались возможности уточнения положений точечных источников с помощью компьютерной обработки изображений полученных с цифровой камеры. Предложен алгоритм обработки изображения камеры, осуществляющий в несколько этапов определение точности позиционирования манипулятора робота.

Результаты. Разработан дистанционный, бесконтактный метод измерения погрешностей позиционирования манипуляторов промышленных роботов. Разработана методика проведения оценки точности позиционирования манипуляторов промышленных роботов на основе специально формируемых точечных источников света, устанавливаемых в схватах манипуляторов и в рабочей зоне робота. Реализовано использование цифровых фото/видеокамер для наблюдения и фиксации пространства возникающего разброса положений манипулятора. Разработано программное обеспечение обрабатывающее цифровое изображение и позволяющее произвести расчеты погрешности позиционирования. Методика позволяет эффективно проводить большие серии измерений и удовлетворяет следующим параметрам: отсутствие физических точек контакта между измерительной системой и манипулятором робота, удовлетворяющая точность измерений, простота работы с измерительным оборудованием, низкая стоимость измерительного оборудования. Работа была представлена на XLV Международной молодежной научной конференции Гагаринские чтения, МАИ, Москва, Россия, 2019г. и была отмечена дипломом.

Заключение. В статье представлены результаты исследований по разработке бесконтактной системы анализа и оценки погрешностей позиционирования прецизионных промышленных роботов. Полученные результаты могут быть использованы для аттестации промышленных роботов. Открывается возможность контролировать точность позиционирования манипуляторов без выведения робота из производственного процесса. 

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

49-61 839
Аннотация

Цель исследования – выявление путей повышения эффективности применения ИКТ преподавателями вуза. Соответственно, задачами исследования были: диагностика уровня сформированности ИКТ-компетентности преподавателей вуза, изучение мнения студентов об эффективности применения ИКТ в вузе, анализ взаимосвязи ИКТ-компетентности и коммуникативной компетентности у преподавателей вуза, выявление запроса преподавателей на повышение квалификации в области ИКТ.

Методы исследования: анкетирование преподавателей (анкета «Применение ИКТ преподавателем вуза» О.А. Чувгуновой), студентов (анкета «Применение ИКТ в образовательном процессе глазами студентов» О.А. Чувгуновой), психологическое тестирование («Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона), методы математической статистики. Выборку исследования составили 102 преподавателя и 198 студентов СПбГУ.

Результаты исследования показали, что преподаватели владеют основными навыками пользователя персонального компьютера, умеют работать с мультимедийным оборудованием, использовать ИКТ, необходимые для преподавания конкретных дисциплин, применять ИКТ как средство для передачи информации и общения со студентами в рамках образовательного процесса. Однако большинство участников исследования еще не в полной мере используют ИКТ как инструмент для повышения эффективности обучения, развития мышления, творческих способностей и креативности студентов.

Обратная связь от студентов свидетельствует о положительной оценке применения преподавателями ИКТ в образовательном процессе. Большинство опрошенных студентов считает, что ИКТ повышают эффективность обучения. При этом, для студентов важен учет их индивидуальных особенностей и оптимальный баланс между виртуальным и «живым» общением.

Выявлены положительные взаимосвязи между коммуникативной компетентностью преподавателей, показателями ИКТ-компетентности и самооценкой ИКТ-компетентности преподавателей. То есть, высокой коммуникативной компетентности преподавателя соответствует высокая ИКТ-компетентность и высокая самооценка ИКТ-компетентности.

Преподаватели вуза заинтересованы в повышении квалификации в области ИКТ, но деятельность по повышению квалификации преподавателей вуза в области ИКТ мало упорядочена. Большинство преподавателей не планируют повышение квалификации в этой области и повышают ее стихийно, от случая к случаю. Основные форма повышения квалификации – самообразование и посещение курсов повышения квалификации.

Заключение. Исследование позволило выявить следующие пути развития ИКТ-компетентности преподавателя вуза:

– расширение взгляда преподавателя на ИКТ как на источник повышения качества обучения, развития мышления и творческих способностей студентов, изменение ограниченного представления об ИКТ лишь как вспомогательном техническом средстве;

– учет индивидуальных особенностей обучающихся и мнения студентов при применении ИКТ в обучении, регулярное получение обратной связи от студентов по вопросам применения ИКТ в вузе;

– совершенствование коммуникативной компетентности педагога при работе со студентами через интерактивные ИКТ;

– повышение эффективности системы повышения квалификации преподавателей вузов в области ИКТ. В условиях быстрого развития ИКТ одним из эффективных путей повышения ИКТ-компетентности представляется сопутствующее обучение, предусматривающее создание в вузе обучающей среды для преподавателей и наличие консультантов и тьюторов. 

 

62-71 670
Аннотация

Цель работы состоит в исследовании новых возможностей для повышения эффективности программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с помощью технологий электронного обучения, и оценке разработанных методических инструментов и способов решения данной задачи. Авторы используют подход, в соответствии с которым качественные изменения в результатах дистанционного обучения в большей мере связаны с организационно-методическими новациями и совершенствованием его содержания, а не развитием информационных технологий. Приводится краткий обзор литературы, посвященным вопросам электронного обучения, дается анализ успешных онлайн-курсов, в которых видны новые возможности повышения их результативности за счет использования организационно-методических новаций.

В качестве основных методов исследования использовались системный и сравнительный анализ, педагогическое моделирование, контент-анализ, экспертная оценка и другие эмпирические методы педагогики. Основной материал, на котором проводилось исследование, был получен в ходе разработки и опыте дистанционной реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования для повышения квалификации инженеров-конструкторов. В статье выделены задачи, решение которых позволит повысить эффективность электронного обучения. Определены основные недостатки программ дополнительного профессионального образования, которые характерны как для традиционных, так и для дистанционных форм их реализации. Предложено авторское определение понятия гибкости образовательных программ и сформулированы основные требования к гибким программам обучения, а также новые возможности, которые они создают для обучаемых. В статье представлено компетентностное описание содержания программы дополнительного профессионального образования в виде трех-пакетной структуры электронных обучающих ресурсов с встроенным в них виртуальным практикумом. Сделан сравнительный анализ трех пакетов электронных образовательных ресурсов, в котором показаны их различия и возможности использования в учебной работе. На основе графической модели подробно рассматривается процесс учебной работы с трех-пакетным содержанием, предназначенным для повышения квалификации молодых инженеров. Выделены особенности учебной работы, реализующиеся в форме индивидуальной траектории овладения профессиональными компетенциями, которые появляются благодаря гибкой программе обучения. Представлено описание процесса формирования индивидуальной траектории дистанционного обучения и условий работы в виртуальном практикуме.

Результаты. На основе анализа опыта реализации гибкой трех-пакетной программа дистанционного повышения квалификации сделаны выводы о том, что она позволяет устранить или минимизировать выявленные недостатки большинства программ дополнительного профессионального образования. Действенность выделенных способов устранения недостатков в программах дополнительного профессионального образования подтверждена в опыте реализации гибкой программы дистанционного повышения квалификации для инженеров-конструкторов. Показано, что благодаря гибкости трех-пакетной программы обучения слушатели легко адаптируют ее содержание под свои индивидуальные потребности в повышении квалификации. В целом авторами представлена модель организации дистанционного повышения квалификации, которая за счет своей гибкости может обеспечить профессиональный рост инженеров-конструкторов с разным уровнем специальной подготовки и опытом работы.

В заключении сделан вывод о необходимости гибких программ дополнительного профессионального образования для повышения эффективности непрерывного развития профессионализма специалистов, работающих в высокотехнологичных отраслях. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)