Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 25, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

4-15 505
Аннотация

Цель исследования. Рассматривается проблема обучения информатике курсантов военных высших учебных заведений в условиях перехода на использование отечественного программного обеспечения – операционную систему Astra Linux, комплектуемую офисным пакетом LibreOffice. Решение данной проблемы предполагает внесение изменений в содержание учебного курса. Поэтому целями исследования являлись: выработка рекомендаций по адаптации рабочих программ и тематических планов дисциплины «Информатика» под программное обеспечение Astra Linux, разработка учебно-методических материалов для проведения занятий по освоению программ офисного пакета LibreOffice, экспериментальное подтверждение эффективности применения в учебном процессе подготовленных методических разработок.
Материалы и методы исследования. Осуществлено практическое исследование на основе формирования контрольной и экспериментальной групп обучающихся первого курса. Учащиеся контрольной группы выполняли задания в офисных приложениях LibreOffice для Astra Linux с использованием справочной системы приложений. Курсанты экспериментальной группы использовали для решения задач учебно-методические материалы, разработанные авторами статьи. В методические материалы были включены задания с подробными рекомендациями по их выполнению и задания для самостоятельной работы, в которых обучаемые без помощи преподавателя вырабатывали порядок действий по решению задачи. Определяющим фактором при разработке заданий была профессиональная направленность последних и ориентация на формирование у курсантов компетенций в области использования отечественного программного обеспечения при решении повседневных и специальных задач. Анализ результатов исследования осуществлялся с применением методов математической статистики.
Результаты. Показано, что предложенный подход к обучению курсантов навыкам использования отечественного программного обеспечения для решения задач профессиональной деятельности является эффективным. Обоснованной является разработка учебно-методических материалов для проведения занятий, в состав которых вошли типовые задачи профессиональной деятельности военнослужащего репродуктивного и творческого характера решаемые с использованием программ офисного пакета LibreOffice. Включение в процесс обучения курсантов репродуктивных и творческих заданий является целесообразным, так как первые в основном направлены на освоение учащимися инструментальных средств программ офисного пакета LibreOffice, а вторые на закрепление и самостоятельное применение полученных знаний, а также на приобретение новых навыков.
Заключение. Экспериментально подтверждена эффективность предложенного подхода к обучению курсантов приемам работы с прикладными программами LibreOffice для Astra Linux. В ходе исследования обучаемые экспериментальной группы показали более высокое качество усвоения материала, что обусловлено применением при проведении занятий учебно-методических разработок, созданных преподавателями. Положительные результаты экспериментального исследования свидетельствует о возможности внедрения в учебный процесс военного вуза рекомендованных изменений содержания дисциплины «Информатика» и использовании для обучения курсантов учебно-методических материалов, разработанных авторами статьи. Описанный подход к подготовке и проведению занятий в военном вузе, при соответствующей адаптации заданий, может быть применен в высших технических учебных заведениях гражданской направленности при переходе на использование отечественного программного обеспечения.

16-27 247
Аннотация

Цель исследования. Целью написания научной статьи выступает формирование инструментария, позволяющего оценить целесообразность внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием на основе учета текущего состояния развития территории. Достижение поставленной цели регламентировано процессами рассмотрения особенностей концепции Smart City в аспекте развития муниципального образования, формированием авторских индикаторов оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием, разработкой имитационной модели оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием. Сформированная цель исследования позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу о целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием.
Материалы и методы. Инструментарный аппарат исследования базируется на использовании следующих методов: выделения сущностных характеристик, теоретического представления, группировки данных, оценки, имитационного моделирования, диффузии по Бассу, графических представлений. Применение методов теоретического характера направлено на исследование существующих индикаторов оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием. Методы имитационного моделирования и диффузии по Бассу сфокусируют внимание на возможности прогнозирования действий механизма управления муниципальным образованием в соответствии с концепцией Smart City.
Результаты. На сегодняшний день постулаты концепции Smart City не используются в рамках механизма управления муниципальным образованием. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что концепция Smart City применяется для развития некоторых направлений муниципального образования (например, городской инфраструктуры). Отсутствие нормативно-правовой базы на местном уровне в области Smart-управления и Smart-проектирования продуцировала невозможность оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием. В целом, стоит отметить, что на муниципальном уровне отсутствует эффективный инструментарий, позволяющей оценить целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием. Имитационное моделирование выступает инструментом, который, с одной стороны, направлен на аккумулирование и упрощение параметров оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием. С другой стороны, имитационное моделирование концентрирует внимание на процессе прогнозирования развития направлений механизма управления муниципальным образованием после внедрения технологий Smart City. В целом проведенное исследование сформировало следующие выводы: концепция Smart City не адаптирована под современные условия развития механизма управления муниципальным образованием; отсутствие методики оценки целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием не позволяет реализовать эффективные мероприятия по развитию малых территорий; имитационное моделирование выступает достаточно интересным инструментом среднесрочного прогнозирования в области целесообразности внедрения технологий Smart City в механизм управления муниципальным образованием.
Заключение. Для внедрения в механизм управления муниципальным образованием технологий Smart City необходимо использовать современные инструменты оценки и имитационного моделирования, позволяющие наиболее точно сформировать представление о результате проведенных действий в текущем периоде и среднесрочной перспективе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

28-39 487
Аннотация

Цель исследования. В современных условиях изменения мирового «образовательного ландшафта» ведущим трендом в построении новой системы управления учебным процессом выступает персонализация образовательного процесса в электронной среде. Развиваются новые педагогические технологии и инновационные формы организации персонализированного обучения в электронной среде, одним их которых выступает адаптивное обучение. Разработка структуры и содержания адаптивных электронных обучающих курсов, проектирование и реализация образовательной стратегии, методики обучения, подходов к оцениванию результатов определяется моделью его предметной области – моделью образовательного контента. Цель исследования заключается в разработке подхода к построению модели образовательного контента адаптивного электронного обучающего курса, обеспечивающей формализованное представление учебного материала дисциплины и построение логически обоснованной стратегии его изучения.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составляют методы логико-гносеологического анализа и теории графов, а также сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, анализ нормативно-методических документов по проблематике исследования, профессиональных и федеральных образовательных стандартов высшего образования.
Результаты. Особенностью авторского подхода выступает структурирование предметной области в виде последовательности термов (учебных объектов) образовательного контента, изучаемых в определенном порядке и представленных в нескольких редакциях изложения. Представленная модель построения образовательного контента учебной дисциплины отличается от известных наличием логического упорядочения понятий на основе интеграции логических методов анализа понятий, логико-гносеологических методов соотношения объема и содержания понятий с методами теории графов и гиперграфов; определением учебных объектов дерева (древесного гиперграфа) термов, полученного на основе дерева понятий дисциплины; определением последовательности их изучения; включением в содержание учебного объекта феноменологической и структурной модели, позволяющей идентифицировать и раскрывать сущность каждого изучаемого понятия в рамках предметной области дисциплины.
Заключение. Предложенный подход апробирован в учебном процессе студентов направления 09.03.02 – «Информационные системы и технологии» Сибирского федерального университета. Обработка результатов и оценка эффективности внедрения в учебный процесс разработанного адаптивного электронного обучающего курса осуществлялась с применением рангового дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса. В результате проведенного эксперимента выявлено, что на конец эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически значимо различаются, что позволило сделать вывод об эффективности внедрения в учебный процесс разработанного адаптивного электронного обучающего курса. Адаптивные электронные обучающие курсы, построенные на основе предложенного авторами подхода, позволили осуществить представление образовательного контента в виде логически целостных микропорций, позволяющих производить адаптацию образовательной среды под индивидуальные характеристики обучающихся. В перспективе предложенный подход может способствовать разработке персонализированной адаптивной обучающей экосистемы вуза в условиях цифровизации образования.

40-47 659
Аннотация

Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений совершенствования высшего образования Республики Узбекистан и выработке оптимальных решений, способствующих достижению высоких результатов в данной сфере экономики. В современный период под воздействием процессов глобализации и всеобщей цифровизации в мировой экономической системе происходят серьезные качественные изменения, которые отражаются на развитии всех отраслей и сфер экономики, в том числе и системы образования.
Материалы и методы. В настоящем работе использованы методологические выводы и фундаментальные положения по развитию системы высшего образования. Информационную базу исследования составляют материалы официальных статистических источников, данные периодической печати. При написании статьи были использованы методы анализа, синтеза, специальные методы работы с компьютерными сетями и компьютерными базами данных.
Результаты. Данная статья освещает базовые направления развития системы высшего образования в Республики Узбекистан в условиях мировой цифровизации экономики. В статье показано, что в современный период в Республике Узбекистан подготовка высококвалифицированных кадров является первостепенной задачей в развитии страны. Автором отмечено, что развитие высшего образования реализуется на основе целого комплекса правительственных документов и направлена на оптимизацию системы высшего образования с целью достижения высоких показателей в мировом образовательном рейтинге. В статье показано, что большую роль в развитии высшего образования играют запросы экономико-социальной сферы, науки, технологического комплекса, рынка труда, а также прогнозируемые потребности их дальнейшего развития. Также автором констатируется, что учет всех взаимосвязанных факторов развития экономических, социальных и технологических процессов позволит сформировать оптимальную систему высшего образования в едином социально-экономическом комплексе страны. В настоящей статье высказано предположение автора о том, что цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, разнообразят, развивают у обучающихся самостоятельность. Таким образом, повышается качество образования, и речь идет не только о полном и качественном выполнении требований учебной программы: занятия начинают отвечать личным интересам и потребностям студентов и магистрантов. В качестве одного из выводов настоящего исследования автором отмечено, что главной задачей современного высшего образования в Республике Узбекистан является обеспечение качества образования па основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, эффективного применения передовых педагогических и цифровых технологий.
Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения развития системы высшего образования в Республике Узбекистан, изучен передовой опыт в данной сфере и высказаны основные направления дальнейшего совершенствования данной отрасли национальной экономики.

48-59 295
Аннотация

Цель исследования. Учебно-методическая деятельность играет важную роль в жизни вуза, с одной стороны она определяет содержание учебного процесса и задает направление развития, с другой – требует значительных затрат времени преподавателей, сотрудников и руководителей. Продолжающиеся изменения в системе отечественного высшего образования отражаются и на учебно-методической деятельности. При вводе и уточнении стандартов высшего образования и иных нормативных документов модифицируются средства описания учебного процесса в учебно-методической документации. Меняется состав учебно-методических документов и требований к ним. Появляются и трансформируются такие понятия, как «компетенция», «вид деятельности», «задачи профессиональной деятельности», «трудовые функции» и т.д. В настоящей работе ставится задача отследить динамику этих изменения и оценить возрастание сложности учебно-методического обеспечения.
Материалы и методы. Для оценки динамики развития учебно-методического обеспечения будем осуществлять ретроспективный содержательный анализ учебно-методического обеспечения для каждого этапа его развития, начиная с первого поколения государственных образовательных стандартов. Результаты анализа будем визуализировать в виде диаграмм «сущность-связь», которые позволяют отразить основные сущности предметной области, их атрибуты и взаимосвязи. Примерами сущностей являются: компетенция, профессиональный стандарт, результат (знания-умения-навыки), тема, модуль и т.д. Такие диаграммы можно трактовать как метамодели учебно-методического обеспечения. Далее осуществим сравнительный анализ полученной последовательности метамоделей, что позволит понять динамику их развития и усложнения.
Результаты исследования. Была построена совокупность метамоделей учебно-методической деятельности, включающая метамодели для следующих этапов: государственные образовательные стандарты первого поколения, второго поколения, ФГОС ВПО третьего поколения, ФГОС ВО поколения 3+, ФГОС ВО поколения 3++. Если первые две модели характеризуются относительной простотой, то стандарты третьего поколения, потребовали освоения значительного числа новых сущностей, связанных с компетенциями, а еще одно увеличение сложности наблюдается для поколения 3++, что связано с введением профессиональных стандартов. Установлена динамика роста числа сущностей, атрибутов и связей. За прошедшие два десятилетия число сущностей, которыми оперируют при создании учебно-методического обеспечения, возросло с 9 до 32, а число связей между ними – с 12 до 45. Также изучены изменения отдельных сущностей и реквизитов по мере развития метамоделей учебно-методического обеспечения.
Заключение. По результатам проведенного анализа установлена тенденция значительного усложнения средств описания учебно-методического обеспечения. Это отражается на трудоемкости формирования документов, а также на времени, которое необходимо потратить преподавателям и сотрудникам на освоение языка описания учебно-методических документов. Таким образом, возникают риски снижения качества учебно-методического обеспечения и риск разрыва между учебно-методической документацией и реальным учебным процессом вуза.

146
Аннотация

Видеолекции и онлайн-трансляции занятий как метод организации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий сегодня вызывают интерес у обучающихся и  исследователей. В публикации предложены критерии оценки эффективности данного  подхода к организации обучения в вузе. В качестве примера реализации решения для организации онлайн-трансляции, записи занятий была описана и сопоставлена с предложенными  критериями эффективности система «Информационно-ресурсный центр» применяемая в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». В результате анализа было установлено, что данный тип систем (системы онлайн-трансляции) не предусматривают возможность фиксации усвоения материала и не позволяют в полной мере проводить фиксацию хода образовательного процесса и контроля знаний при организации электронного обучения. Авторами предлагается интеграция систем онлайн трансляции с системой электронного обучения, как рабочая модель применения видеолекций и онлайн-трансляции занятий при организации электронного обучения, которая будет удовлетворять всем установленным в исследовании критериям.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

60-69 279
Аннотация

Введение. Основной задачей общеобразовательных школ является подготовка нового поколения к деятельности, развитие творческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокупностью интеллектуальных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий. Целью данной статьи является анализ опыта проведения внеклассных занятий в школах Азербайджана и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Методология и методы исследования. В 2019 году был проведен педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ Азербайджана. Первоначально был проведен предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов и несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» был проведен повторный опрос среди 453 школьников. В качестве метода исследования использовался опрос.
Результаты и обсуждение. Описан международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Выдвинуты предложения по эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий в соответствии с требованиями XXI века. Описан опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. В процессе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. В ходе эксперимента мы обнаружили что школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Был проведен повторный опрос среди школьников и результаты показывают, что их больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке.
Заключение. Результаты исследований показывают, что правильная организация внеклассных мероприятий оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует достижению хороших результатов обучения в учебном процессе в школе. В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)